Анализ стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва»

    Федор Николаевич Глинка (1786 - 1880) – выдающийся человек своего времени. Военный и литератор, он пользовался большой известностью в Москве, да и во всей России. Близкий идеям декабризма, Глинка всю свою жизнь проповедовал идеи Добра, Справедливости, Нравственности, Веры. Будучи человеком военным, Глинка прошел почти все воины, выпавшие на долю его поколения. В них закалялся его характер, а вместе с тем утверждалась мысль о величии России, о богоизбранности Родины.
    Самым известным произведением Глинки является его стихотворение «Москва» (1840). Его можно назвать одним из лучших образцов патриотической лирики, созданных русскими поэтами.
    В стихотворении Глинки Москва предстает перед нами величественным и древним городом, истинным воплощением русского характера, русского народа. Первое четверостишие, играющее роль вступления, раскрывает нам Москву как большой и старинный город, «город контрастов». Он вмещает в себя и роскошные дворцы, и купеческие посады, и деревни. Глинка показывает, что в этом городе живут самые разные люди, от знатных вельмож до простых крестьян.
    В первой части стихотворения герой восхищается красотой Москвы. Он как бы смотрит на нее сверху, и пейзаж, который ему открывается, захватывает дух:
    Опоясан лентой пашен,
    Весь пестреешь ты в садах;
    Сколько храмов, сколько башен
    На семи твоих холмах!. .
    Лирический герой гордится Москвой. По его мнению, это великий город, обладающий мощным духом, огромной энергий, которые позволили ему «и над малою рекою стать» великим и знаменитым. В этой части раскрывается, что же создает и поддерживает силу города. По мнению Глинки, это русский народ, его талант и мощь. Недаром автор приводит истинно народное название Москвы – «матушка Москва!»
    Эта часть наполнена тропами. Это и эпитеты («исполинская рука»), и метафоры («исполинскою рукою развит»). Также здесь присутствует сравнение: «как хартия, развит» и гипербола: «Глаз не схватит улиц длинных».
    Вся сила и одаренность русского народа воплотились в Москве. В третьей части герой описывает ее достопримечательности, даже названия которых говорят о непобедимости этого русского города: «холм Кремля-богатыря», «златая шапка Ивана-звонаря?», «Царь-колокол», «Царь-пушка», «святые в Кремле ворота». Интересно, что в этом ряду указаны и ворота Кремля, которые ведут в храм Василия Блаженного. По мнению Глинки, Москва сильна и своей святой христианской верой.
    Вторая часть стихотворения наполнена эпитетами, превозносящими Москву: «Кремль-богатырь», «златая шапка», «святые ворота». Кроме того, эта часть произведения насыщена метафорами: «Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря?», «Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?»
    Автор наполняет эту часть риторическими вопросами, подчеркивающими силу и могущество города.
    Следующая, третья, часть стихотворения рассказывает о многострадальной истории Москвы. Глинка подчеркивает, что никогда, несмотря на все беды, выпавшие на его долю, этот город не унизился перед врагом:
    Ты не гнула крепкой выи
    В бедовой твоей судьбе…
    Далее следует перечисления бедствий, происходивших в Москве: нашествие Наполеона, сильнейший пожар… Но из всех бед Москва выходила «неизменною». Лирический герой сочувствует своему любимому городу, считает его святым. Поэтому в стихотворении появляются следующие тропы: «как мученик, горела» (сравнение), «бурнопламенная река» (эпитет), «из пепла ты восстала» (метафора). Кроме того, здесь автор использует древнерусскую лексику («Ты не гнула крепкой выи»), чтобы подчеркнуть крепкие корни, огромную историю и русскую душу этого города.
    В этой части меняется ритм стихотворения, его размер. Здесь он напоминает народные песни, плачи: «И под пеплом ты лежала Полоненною».

    В финальной части ритм стихотворения выравнивается, потому что автор верит в непобедимость и славу Москвы. Заканчивается стихотворение пламенными строками:
    Процветай же славой вечной,
    Город храмов и палат!
    Град срединный, град сердечный,
    Коренной России град!
     Из финального четверостишия мы понимаем, что для Глинки Москва – это воплощение России. России настоящей, «коренной», народной. Москва является символом непобедимости и святости нашей страны, у которой свой, особый, избранный путь. Автор всем сердцем желает ей процветания и вечной славы, величия.
    Это четверостишие, впрочем , как и все стихотворение, эмоционально насыщено, поэтому оно наполнено восклицаниями и обращениями, содержащими большое количество эпитетов.
    Стихотворение Ф. Н. Глинки «Москва» является гимном Москвы и России, наполненным любовью и гордостью, восхищением и благоговением. .

К-во Просмотров: 4988
Найти или скачать Анализ стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва»
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»