Философские мотивы лирики Анны Ахматовой

Лирика Анны Ахматовой, прежде всего, передает переживания женского сердца, но, вместе с тем, она и патриотична и философична. Все это говорит о том, что Анна Ахматова один из лучших поэтом XX века. Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить. . . » написано в мае 1912 году. Тогда же вышел первый сборник молодой поэтессы «Вечер», который был не только замечен, но и одобрен знатоками поэзии.   Данное стихотворение очень похоже на письмо. Лирическая героиня одинока, покинута, но она сильна и мужественна. Она ищет помощи и поддержки в очень простых вещах в: «лопухах», «гроздях рябины желто-красной».

Лирическая героиня обретает мир в душе, благодаря «пушистому коту», «озерной лесопильне», «крику аиста». Таким образом, покой можно найти в природе, в вере («смотреть на небо и молиться Богу»), в мудрости, а мудрость – это взросление. Лирическая героиня чувствует себя гостьей не земле, осознавая «жизнь тленную, тленную и прекрасную». Осознание тленности бытия, быстротечности счастья – в этом высший смысл жизни, по мнению героини. Это придает стихотворению глубокий смысл, который выражен с помощью простых и понятных деталей. В первой строке заявлено кредо героини:

    Я научилась просто, мудро жить. . .

Мудрость в простоте – утверждает Анна Ахматова. Всё стихотворение наполнено усмиряющими тревогу звуками: «шуршат лопухи», «пушистый кот мурлыкает умильней», «прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу». Прием аллитерации помогает создать тот мир, в котором живет героиня. Стихотворение написано пятистопным ямбом, и в первой строфе обращает внимание ударный «и»: «научилась», «жить», «молиться», «бродить», «утолить», который создает ощущение пронзительности. Лирическая героиня стремится к простой и праведной жизни, и этим близка автору – Анне Ахматовой.

Вся первая строфа – это одно сложноподчинненое предложение, главная часть которого распространена и усилена градацией: «просто, мудро». Вторая строфа подчеркивает эту связь с автором стихотворения: «слагаю я веселые стихи», т. е. жизнеутверждающие. Здесь употреблены глаголы несовершенного вида («слагаю», «возвращаюсь») в настоящем времени. И сочинение стихов воспринимается как процесс незавершенный, связанный с этим миром.

Певучесть стиха достигается инверсией. В этой строфе возникает мотив осени: рябина «никнет», а эпитет «тленная» вызывает ассоциацию со стихотворением Пушкина «Унылая пора! Очей очарование. . . », что вписывает ахматовское стихотворение в контекст русской философской лирики. Оригинальна и глубока по смыслу рифма: «лопухи-стихи», соединяющая низкое и высокое и объясняющая, что возвращение из мира поэзии так же естественно, как и уход в него. Яркий огонь «на башенке озерной лесопильни» как маяк для потерявшего дорогу, а кот и аист символизируют дом, семью, но крик птицы создает ощущение тревоги, которая становится понятной в финале стихотворения:

    И если в дверь мою ты постучишь,
    Мне кажется, я даже не услышу.

Лирическая героиня, несмотря на последнюю строчку, ждет этого стука в дверь, вслушиваясь в ночную тишину, вглядываясь в далекий огонек. Таким образом, все стихотворение направлено на мудрое умение жизни без него, потому что жизнь с ним порождает тревогу и грусть. Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить. . . » – одно из лучших в ранней лирике Ахматовой. Оно глубоко по содержанию и совершенно по форме. Поэтический язык лаконичен, лишен вычурности и сложной символики, ориентирован на разговорную речь. Это отвечало канонам акмеизма, к которому относилась начинающая Ахматова. Впрочем, когда акмеизм перестал существовать, она продолжала «просто, мудро жить» и слагать стихи «о жизни тленной, тленной и прекрасной».

Ее считали совершенством. Ее стихами зачитывались. Ее горбоносый, удивительно гармоничный профиль вызывал сравнения с античной скульптурой. На склоне лет она стала почетным доктором наук Оксфорда.

К-во Просмотров: 1071
Найти или скачать Философские мотивы лирики Анны Ахматовой
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»