Любовная лирика А. Блока

 

Блок, пожалуй, является одним из последних великих русских поэтов. Конечно же, после Блока в российской литературе еще были поэты, в том числе, которые смогли отразить трагичность и изменчивость XX века, к ним можно отнести А. Ахматову, М. Цветаеву, Б. Пастернака. Но превосходство и уникальность поэта заключается в той мощи и силе поэтического голоса поэта, с которой он рассказывает нам о неповторимости природы, о мировых событиях, о любви и о смерти. Не зря Анна Ахматова в одном из своих произведений назвала поэта «трагическим тенором эпохи», почему тенором, зачастую в опере партия тенора принадлежит любовному герою.

Все описываемые поэтом возлюбленные представляются нам прекрасными, в этом заключается пушкинская традиция восхищаться красотой и нежностью Женщины. Вся любовная лирика поэта в первую очередь связанна с образом Прекрасной Дамы, она воплощение вечной женственности и надежда на спасение души и обретение гармонии:

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя».

В книге «Стихи о Прекрасной Даме» нашел отражение напряженный момент душевных мук поэта, его влюбленность в Л. Д. Менделееву, которая произошла в юношеские годы и сопровождала поэта долгие годы, являясь мучительной и радостной одновременной. Поэтому во многих стихах поэта того времени можно увидеть образ веселой и сильной девушки, которую поэт полюбил всем сердцем:

«Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив. »

В поэзии, обращенной к прекрасной даме, поэт сохранил ритуальную торжественность служения Богу, но религиозные мотивы были вытеснены преклонением перед совершенством Красоты.

«Убегаю в прошедшие миги,

Закрываю от страха глаза,

На листах холодеющей книги —

Золотая девичья коса».

В повседневной жизни Блок очень сильно переживал возможный отказ возлюбленной, поэтому, получив согласие на брак с Л. Д. Менделеевой, тем самым завершил очередной этап своего творчества. Но периодически спокойствие семейной жизни нарушали романы автора, но, не смотря на это, утешение поэт находил лишь в объятьях одной женщины – своей жены, вот строки из его цикла «Возмездие»:

«О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе».

Цикл стихов о Прекрасной Даме практически не соприкасаются с реальной жизнью. Передаваемое автором чувство трагедии человека, живущего в начале века, вокруг которого происходит революция, заставило поэта внимательно всмотреться в окружающий его мир. В жизнь мещан того времени, в котором присутствовал хаос и разлад. Поиски идеала красоты перемещаются с высших эшелонов на улицы Петербурга в самую гущу толпы.

Стихотворение под названием «Незнакомка», которое стало практически манифестом того времени, которое отображает контраст всего происходящего в тот момент. Пыль, тление разгула, которые как бы погружают нас в Россию того времени, когда произошли события 1905 года. Разочаровавшись, поэт ищет утешения и забытья в вине. Но внезапно, как посланник из другого мира, который не связан со всем происходящим, появляется красота:

«И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль».

Очарованная даль, облачение Незнакомки, веющее стародавними поверьями, невозможно совместить с сонными лакеями и пропойцами. При этом красота, не запятнавшись, проходит сквозь пелену пошлости, становясь для автора счастливой звездой.

Попытки автора вернуть жизни ее смысл и праздничную красоту нашли свое отражение в целых циклах стихов «Фаина» и «Снежная маска», эти произведения были посвящены Н. Н. Волоховой. Достаточно трудно предполагать, соответствовала ли демоническая героиня произведения «Снежная маска» существовавшей в реальной жизни женщине. Декорациями для любовного поединка стал смерч и вьюга. Такая любовь – это скорее потеря пути, некий вихрь, который затмевает все:

«Я опрокинут в темных струях

И вновь вдыхаю, не любя,

Забытый сон о поцелуях,

О снежных вьюгах вкруг тебя».

Новым увлечением Блока была актриса, именно поэтому во всем цикле «Фаина» присутствует дух театра, восторг почитателей, среди которых и наш герой поэт, который наблюдает за игрой актрисы, восторженно и предано он следует за ней.

Но мир – это все одна большая игра, сутью которой является, как и в сути, его возлюбленной неверность, что означает страдание.

Финал этой любви описан в стихотворении «Своими горькими слезами. . . », в которых поиск идеала в женщине привел автора к разочарованию и уходу. Автор описывает этот момент как момент бессилия, и понимает, что все должно было закончится именно таким образом, разрыв был неминуем.

Следующий этап в творчестве автора связан с его посещением Театра Музыкальной драмы, в 1914 году здесь поэт в первый раз увидел актрису Л. А. Андрееву-Дельмас, которая исполняла в спектакле роль Кармен. Актрисе судилось стать героиней одного из самых прекрасных любовных циклов существующих в русской поэзии. Восторг поэта, вызванный силой и энергией Кармен, сродни восторгу перед самой жизнью, яркостью и многообразием ее красок.

К-во Просмотров: 1533
Найти или скачать Любовная лирика А. Блока
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»