Сочинение Мой любимый поэт современности (Александр Петрович Межиров)

    О, если б я прямей возник. . .
    Б. Пастернак

    У поэтов, насколько мне известно, очень драматические судьбы. С ними все время что-нибудь случается. Не могут они жить размеренно и расчетливо. Наверное, они не могут писать хорошие стихи, находясь в идеальных, спокойных житейских условиях. Один из моих любимых современных поэтов, по-моему, идет по жизни нормальным с этой точки зрения путем. Передряги в его жизни начались наверняка много раньше, но мне известно только, что в карикатурный год правления Черненко писателей награждали орденами. Эти “свадебные” ордена такие писатели, как Окуджава и Ахмадулина, осудили и отказались от их получения. А Межиров не отказался, хотя был известен демократичностью своих взглядов. Единственное, что его как-то оправдывало, вспоминают свидетели событий, это сочиненное им по этому случаю четверостишие:

    Каждый, кто писать рожден,
    Костей жирно награжден.
    Только Белла и Булат
    Костей этих не едят.

    Он не смог отказаться от награды, но написал пародию на свой счет. Хочется думать, он так поступил потому, что у него не было такой защищенности известностью, как у Окуджавы и Ахмадулиной. Но мне, хорошо знающему его творчество человеку, кажется, что причина такого поступка уходит корнями в его фронтовое прошлое. У солдата, воевавшего за родину, в крови чувство уважения к наградам.
    А Межиров был в войну на передовой. Вот, например, какие стихи у него есть о войне:

    Мы под Колпино скопом стоим,
    Артиллерия бьет по своим. . .

    Недолет. Перелет. Недолет.
    По своим артиллерия бьет.

    Надо все-таки бить по чужим,
    А она по своим, по родным. . .

    Это страшные по своему откровению стихи, мне кажется, гораздо крамольнее того, если бы он отказался от ордена. А еще у него есть такие строки, обращенные к России:

    . . . Зачем в твоем вокзале,
    Хоть войны миновали,
    Спят люди на полах?

    Итак, несмотря на прошлые заслуги, А. Межиров неотказом от ордена разошелся с определенной литературной средой. По этом поводу он написал с иронией:

    Поскольку со всеми в единой системе
    Я был, но ни с этими не был, ни с теми. . .

    Мне нравится эта его ирония над временем и собой. Поэт видит в борьбе за различные идеалы много лукавства:

    Кто увлечен арийством, кто шаманством,
    Кто в том, кто в этом прозревает суть, —
    Лишь только б расплеваться с христианством
    И два тысячелетья зачеркнуть. . .

    Если внимательно просмотреть творчество Межирова, то найдешь в его сборниках стихи, в которых он уже тридцать лет назад предсказал гибель коммунистической системы:

    Все хорошо, все хорошо:
    Из Мавзолея Сталин изгнан,
    Показан людям Пикассо,
    В Гослитиздате Бунин издан,
    Цветам разрешено цвести,
    Запрещено ругаться матом.
    Все это может привести
    К таким плачевным результатам.

    Литературный ученик Межирова Олег Хлебников пишет об еще одной жизненной передряге, которая постигла моего любимого поэта, так:
    “. . . межировский страх все менее “державный” и оправданный по мере ветшания империи — деградировал до конкретной боязни наказания за совершенный поступок (дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погиб человек)”.
    Видимо, московская литературная среда, и так скептически настроенная в отношении Межирова, после этого несчастного случая вообще на него ополчилась. Поэт вынужден был уехать из России.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 1556
Найти или скачать Мой любимый поэт современности (Александр Петрович Межиров)