Сочинение О поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»

 

«Божественная комедия» Данте Алигьери – величественный памятник средневековой культуры, в котором синтезированы ее важнейшие знания, достижения, представления о мироустройстве и эстетический опыт. В то же время, она в большинстве своем превосходит эту эпоху, достигая высшего уровня «вечных», «вневременных» произведений мировой культуры.

Базисом поэмы является сюжет «посещения» загробного мира, который был  широко распространен в средневековой литературе. Тем не менее, созданная картина устройства этого мира по своей оригинальности, масштабности, философской осмысленности и художественной силе, поистине, несопоставима ни с одним сочинением подобного рода. Подробно изображая этапы своего путешествия по трех «слоях» потустороннего мира — Аду, Чистилищу и Раю, — Данте разворачивает потрясающую панораму, охватывающую все мироздание, от глубокого дна преисподней – гнездилища Люцифера, до вершины Рая — светлой обители священного Триединого Божества; от таинственной «предвечности», которая предшествовала сотворению мира,  до Царства Божьего на всей земле в будущем. Помимо этого, поэма объемлет длительную историю рода человеческого – от Адама и Евы до потерянных современников Данте. В произведении нашли свое отражение догмы христианского вероучения, классическая античная традиция, различные философские теории, интересные естественнонаучные сведения, достопамятные исторические события, злободневные политические вопросы — т. е. фактически все грани культурного сознания Средневековья.

Поэт создал неподражаемую «структуру» и «географию» каждого «слоя» загробного мира. Так, Ад в своей «Комедии» он изображает в виде воронкообразной пропасти, которая достигает центра земного шара и состоит из 9 «кругов», населенных душами умерших, распределяемыми в зависимости от тяжкости грехов. К воронке примыкает область, лежащая вне Ада, предназначенная для ничтожных душ, не заслуживших ни милости, ни наказания, в силу бездарно прожитой ими жизни. Следовательно, преисподняя состоит из 10 «уровней».

Промежуточный слой, Чистилище, также насчитывает 10 ступеней и имеет форму усеченного конуса. Верхнюю его часть составляют  7 кругов (в соответствии с числом смертных грехов). Нижняя же часть образована Предчистилищем, где томятся, в ожидании доступа к желаемым искупительным мукам, души тех, кто умер под церковным отлучением, а также души нерадивых. На плоской горной вершине зеленеет пустынный мистический лес Земного Рая. Рай же Небесный расположен в далекой космической выси, что простирается над сферой огня, которая окружает земную атмосферу. Его постепенно возвышающиеся девять небес венчает десятое — неподвижный Эмпирей – обитель Господа, ангелов и блаженных душ.

Важная символическая роль в художественном строении «Божественной комедии» отведена числам 3, 9 и 10. Сама поэма состоит из перечисленных трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай» – включающих по 33 песни каждая, написанные терцинами, что в сумме дает число 99. Прибавив к ним вступительную песнь «Ада», можно получить 100 — квадрат числа 10, символа совершенной целостности, который повторяется в структуре всех слоев потустороннего мира.

Данте нарек свою поэму «Комедией», ведь в Средние века так принято было называть всякое сочинение с успешной развязкой. В поэме счастливым финалом звучит описание Рая – в этом и состоит замысел Данте, стремившегося «вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию блаженства». Весомый эпитет «Божественная» прибавил один из первых комментаторов «Комедии», знаменитый итальянский слагатель эпохи Ренессанса Джованни Боккаччо.  Этим он выразил благоговейный восторг перед великим творением поэтического гения.

К-во Просмотров: 1620
Найти или скачать О поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»