Сочинение Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Восприятие, истолкование, оценка)

    Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» было написано Блоком 30 декабря 1908 года. В основе его лежит реальная биографическая основа: в 1908 году жена поэта Л. Д. Менделеева покидает его, поступает на сцену театра Мейерхольда и уезжает с труппой на гастроли.

    Стихотворение входит в цикл «Возмездие» (1908 – 1913), название которого уже говорит о главной теме цикла – наказании, итоге человеческой судьбы.

    Поэзия Блока чрезвычайно автобиографична. Лирический герой часто совпадает с личностью автора. Чувства героя очень реальны: это и есть сам Блок и его душа.

    По сюжету поэт раскрывает нам только один реальный факт – уход женщины из его жизни. Фабульным стержнем являются рассказ лирического героя о страдании от потери любви. Перед нами не просто стихотворение. Перед нами исповедь героя.

    Первое четверостишие относит нас в прошлое, когда еще ничего не предвещало трагедии:

    О доблестях, о подвигах, о славе

    Я забывал на горестной земле,

    Когда твое лицо в простой оправе

    Передо мной сияло на столе.

    В двух последних строчках поэт использует метонимию. Он не говорит прямо о женщине, а лишь о ее фотографии. Мы узнаем, что возлюбленная покидает героя, в начальной строчке второго четверостишия: «Но час настал, и ты ушла из дому». По внутреннему действию сюжет развивается следующим образом: от лирического героя уходит любимая женщина, он сердится и обижается («Я бросил в ночь заветное кольцо», «…я забыл прекрасное лицо»), но чувства не дают ему покоя («И вспомнил я тебя пред аналоем», «я звал тебя», «я слезы лил»). Наконец, герой прощает женщину, он называет ее «милой» и «нежной». И сам принимает решение отпустить свою любовь в душе:

    Твое лицо в простой оправе

    Своей рукой убрал я со стола.

    Таким образом, стихотворение делится на три больших части («я забывал» – « и вспомнил я» – убрал я со стола»). Это деление создает кольцевую композицию во внутренней структуре произведения. И соотносится с тремя пластами времени: прошлым, настоящим и будущим. Композиция замыкается в круг и при помощи повторения рифмы в первом и последнем стихе, с помощью рефренов, повторов, своеобразных припевов. К примеру, предложение «Ты ушла из дому» во втором стихе зеркально отражается в четвертом – «Ты из дому ушла» – и в пятом – «Ты в сырую ночь ушла».

    Для того, чтобы точнее понять основную мысль стихотворения, надо обратить внимание на время глаголов. Все глаголы употреблены в прошедшем времени. Это заставляет предположить, что герой не страдает в настоящую минуту. Он рассказывает нам о страданиях, которые уже испытал. А прошедшее время в последних строчках – «Твое лицо в его простой оправе / рукой убрал я со стола» – указывает на отдаленность этих событий. Только в одной строчке стихотворения есть глагол в настоящем времени: «Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий..» Эта строчка переворачивает все стихотворение и делает его светлым, исполненным тихой грусти, а не страданий. Герой любил, но теперь он «крепко спит», а, значит, душа его успокоилась.

    Стихотворение написано пятистопным ямбом. Чередуются мужские и женские клаузулы. Рифма в произведении точная («славе – «оправе»), богатая ( «гордыне» – «синий»), перекрестная.

    Интересно в стихотворении раскрыт женский образ. Всего по нескольким штрихам мы можем определить, какова эта женщина. Во-первых, ее лицо прекрасно. Она независима («ты ушла из дому», «ты отдала свою судьбу другому»), то есть она сама вправе распоряжаться своей судьбой. Она бесстрашна (« В сырую ночь ты из дому ушла») и горделива («…где приют своей гордыне…нашла…») Вместе с тем, лирическая героиня нежна.
    Поражает отношение поэта к этой женщине: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Действительно, в стихотворении нет физического описания этой женщины. Поэт говорит не о лице, а лишь о фотографии, как об иконе, которая сияла на столе. И даже в снах ему видится не лицо, а «плащ … синий».

    Символичность – определяющая черта в лирике Блока. Вот и это стихотворение чрезвычайно богато на символы. «Заветное кольцо», которое лирический герой «бросил в ночь», символизирует, с одной стороны, узы брака, а с другой – любовный обет, данный друг другу. «Аналой», пред которым поэт вспомнил лицо своей любимой, символизирует покаяние, мольбу о прощении. Наконец, символ «синего плаща» появляется в стихотворении дважды. Блок очень активно использовал цветопись в своей лирике. Синий цвет для Блока символизирует, в первую очередь, возвышенность, романтичность, принадлежность чему-то неземному. Может он означать и нереальность явления. В сочетании со словом «плащ», который однозначно символизирует дорогу, «синий» может означать цвет разлуки, печали, тревоги, одиночества.

    Символичность произведения поддерживается всеми художественными средствами: эпитетами («горестной земле», «заветное кольцо», «сырую ночь»), метафорами («летели дни», «лицо сияло», «бросил в ночь», «вино и страсть терзали жизнь мою») и перифразом («крутясь проклятым роем»).

    Интонация стихотворения чрезвычайно интересна. Чередование инверсии и обычного порядка слов создают ощущение сбивчивости, повышенной эмоциональности героя. А фигура эллипса и многоточия создают ощущение недосказанности, специального умалчивания. Стихотворение очень динамично благодаря большому количеству глаголов.

    «О доблестях, о подвигах, о славе» – первые строки, вынесенные в заглавие, - подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому – жизнь. Но для этой борьбы необходимо созидательное начало – любовь. С ее потерей мечтания о подвигах и славе становятся бессмысленными.

К-во Просмотров: 1761
Найти или скачать Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Восприятие, истолкование, оценка)