Успенский Г.И. Власть земли читать краткое содержание, пересказ

    I. Иван Босых
    Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоит у поленьев, но не рубит их на дрова. Я знаю, что он пришел лишь для того, чтобы попросить деньги на опохмел. Таких, как он, называют «деревенский пролетариат». Нелепого расхождения в крестьянских правах достаточно, чтобы человек сманил свой родной дом на питейный. Эти расхождения создают человека без будущего, стремятся сделать раба из человека, который не может существовать без сознания, что он — хозяин. Еще недавно Иван имел крепкое хозяйство и жил в ладах с женой, но сегодня пропивает все в кабаке, бьёт жену, а его дети похожи на беспризорников.

    II. Рассказ Ивана Босых
    Пьянство Ивана переросло в болезнь, в народе именуемую «ослаб». Он объяснял свою слабость «волей». Раньше Иван работал на вокзале, ему неплохо платили, и он «забаловал». При отце не пил, и когда семья появилась, но потом как стал сам себе барин, так и не удержался. Почему же хорошая жизнь превращает человека в свинью? Иван рассказал о господине Подсолнухове. Он хотел заняться молочным делом и привез корову из-за границы. Она много ела и давала мало молока, потому как думала не о молоке, а о собственном удовольствии. А наши коровы думают только о работе. Так и люди крестьянские рождены для труда. Есть те, кто капитал наживает, как еврей Шнап, а Ивану бы тут же потратить. И только за крестьянским трудом он снова стал походить на человека.

    III. Расстройство
    Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

    IV. Власть земли
    Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без нее немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждет, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

    V. Народная интеллигенция
    Русский народ выжил под гнетом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от нее — уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришел франтом, а Николай — весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз — Николая.

    VI. Земледельческий календарь
    В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

    VII. Теперь и прежде
    Не являясь злостным крепостником, я все же думаю, что при крепостном праве отношения крестьянина с землей были правильнее. Умный хозяин будет правильно обращаться со своими людьми, так как они приносят ему доход.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 2747
Найти или скачать Власть земли