Внутренне состояние лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «Песня последней встречи»

1. Образы лестницы и перчатки.
2. Шепот осеннего клена.
3. Прощальная песня встречи.

Страдание только сильного делает сильнее, слабого же оно делает еще слабее.
Л. Фейхтвангер

Творчество А. А. Ахматовой обладает особой магией, которая заставляет забыть о том, кто писал эти строки. При этом любое чувство, описанное ей, облачается в поэтические одежды и в таком варианте предстает перед своими читателями. «Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично», — писал К. И. Чуковский. Это замечание справедливо, если учитывать, что вышедший в 1912 году сборник «Вечер» наполнен подобными тональностями. Об этом можно судить по стихотворению «Песня последней встречи», увидевшему свет в 1911 году.

Исследователи творчества поэтессы замечали, что любовные чувства представали в сборнике «Вечер» в разных обличьях, но героиня неизменно оказывалась страдающей, обманутой, отвергнутой. В первой же строчке стихотворения «Песня последней встречи» мы понимаем, что лирическая героиня снова одна, и ей очень плохо, потому что она беспомощна.

В одной строчке происходит наслоение многих образов. И все они говорят о том, что героиня одинока: грудь беспомощна и холодна. Она уже остыла, то есть ее больше не зажигает огонь любви, который мог бы согреть не только сердце, но и саму душу. Ведь холод это не только и не столько равнодушие любимого человека, сколько пустота, которую никто и не чем не может заполнить. И самое страшное, что и сама лирическая героиня не находит, как это можно сделать.

Идея о таком состоянии души подтверждается в следующей строчке. Лирическая героиня становится воздушной и невесомой. То есть, с одной стороны, она с такой же легкостью может преодолеть все несчастья и неприятности. С другой стороны, в этой строке поэтесса, вероятно, имела в виду то, что она, наконец, смогла разорвать порочный круг одиночества.

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.

А. А. Ахматова была сторонницей акмеизма. Поэтому вещный мир имеет большое значение в творчестве поэтессы. Через предметы и отдельные вещицы нам передается внутреннее душевное состояние главной героини. Образ перчатки не раз возникает в стихах А. А. Ахматовой, и каждый раз она концентрирует особое внимание на таком предмете.

Так в стихотворении представлен вполне банальный эпизод. Лирическая героиня перепутала и не на ту руку одела перчатку. Такое может произойти с каждым человеком. Но нам данный прием показывает то, что лирическая героиня настолько погружена в свои чувства и страдания, что не замечает такую мелочь. Ведь какое значение имеет простая перчатка по сравнению с переживаниями и неспокойным душевным состоянием.

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Исследователи отмечали, что образ перчатки, использованный в этом стихотворении, овеществляет внутренне драматичный жест. «Ахматова одним ударом дает все женское и все лирическое смятение, — всю эмпирику! — одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта», — писала о «Песне последней встречи» М. Цветаева.

В новой строфе лирическая героиня снова подчеркивает свою душевную тревогу. В стихотворении появляется образ лестницы. Она является определенным символом (я считаю, что такой термин можно отнести и к творчеству А. А.

К-во Просмотров: 1476
Найти или скачать Внутренне состояние лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «Песня последней встречи»
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»