Доклад: Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы"
Доклад выполнила студентка 511 группы Шахова М.Е.
Московский Государственный Педагогический Университет, дефектологический факультет
Москва 2005
Главный герой произведений Некрасова – русский народ, умный, умелый, трудолюбивый. В своих произведениях для детей он искал пути непосредственного общения с ними, прямого серьезного разговора о жизни, о народе, о русской природе.
Главный герой стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» – Мазай. Немалое место в истории о Мазае занимает воспроизведение многообразной жизни природы. Дедушка Мазай не может мыслить себя вне природы.
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Много лет видит Мазай мощь природы в пору весенних разливов, щедрость и красоту – в летние месяцы, воспринимает ее перемены утром, вечером и ночью, опасается ее неожиданности при осенних охотах, знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок верст в Кострому Сбегать лесами ему нипочем:
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
"Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно".- "А леший?"- "Не верю!
Раз в кураже я их звал - поджидал
Целую ночь,- никого не видал!
И не только видит, знает: « Старый Мазай любит до страсти низменный край».
Конкретно названы деревня Мазая: Малые Вежи (…около «Малых Вежей»); и большой город: Кострома, упомянуто расстояние между ними в верстах (За сорок верст в Кострому прямиком). Обозначены время охоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето домой приезжая…)
Отмечены неповторимые признаки деревеньки
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
( Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция) …
Мазай определяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностях и природных ресурсах
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--