Контрольная работа: Характеристика и сравнительная оценка вертикальных и горизонтальных решений позиционирования информационных систем в менеджменте организаций
Рынок предъявляет предприятиям значительные требования. Надо все быстрее модернизировать продукцию, лучше владеть ценами, учитывать расходы, анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов. От крупносерийной продукции «для складирования», в ряде отраслей, все чаще переходят к штучному производству по конкретным заказам с быстрыми поставками. Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка, ему необходимо повысить:
- прозрачность деятельности (надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка);
- гибкость (изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство);
- эффективность (требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдерживало конкуренцию).
Информационная техника может значительно способствовать выполнению этих требований. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных вычислительных систем, но прозрачность и гибкость значительно повышаются лишь в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые способствуют быстрому и более легкому обмену информацией между подразделениями предприятия.
Информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи.
Информационные системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они отличаются иерархической структурой. Степень их автоматизации обычно относительно высока. Информационные системы бывают реализованы как сеть взаимосвязанных вычислительных машин разной величины и абонентских пунктов (терминалов). Их подсистемы выполняют функции на различных уровнях управления, как правило, используя общий банк данных.
Информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков, распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.
1. Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.
2. Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.
3. Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.
Чтобы информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность процессов, их надо интегрировать.
Существуют следующие виды информационных потоков:
в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;
в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;
в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.
Рассмотрим только первый вид: вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, посредством вертикальных информационных потоков. Схема приведена ниже.
Например, для оптимизации структуры наиболее важна информация о покупателях. При вертикальных информационных потоках, система получения информации выглядит следующим образом:
1. информация о покупателях собирается и структурируется в отделе сбыта;
2. Определенная часть информации, существенная, по мнению продавца, передается менеджеру;
3. Менеджер ее фильтрует и ненужную отсеивает.
4. Далее изменившийся информационный поток достигает руководства сбыта, где также отсеивается информация, которую сбыт использовать не компетентен.
5. В результате, руководству предприятия попадает незначительная часть первоначальной информации, из которой невозможно извлечь пользы.
Такую информационную систему называют вертикальной, и именно она получила широкое распространение на промышленных предприятиях нашей страны.
То есть, недостатком при использовании вертикальной системы является то, что информация проходит несколько уровней контроля и своеобразной фильтрации, в результате чего, значительная её часть теряется, а руководству организации поступает не полная информация, что может привести к принятию не верных решений.
Плюсом является то, что охватывается вся информация, на всех стадиях прохождения.
Схема вертикальной системы информации предложена на рис.1.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--