Контрольная работа: Власть как явление общественной жизни 3
Студента 5 курса
Специальность_____________________
Шифр____________ (Вариант 3)
Фамилия ________________________________________
Москва 2010
ТЕМА: Власть как явление общественной жизни.
1. Сущность власти.
2. Объект и субъект власти.
3. Ресурсы власти и процесс их реализации.
4. Легитимность и эффективность власти.
1. Сущность власти.
Власть - это существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми. Власть – фундаментальное начало как общества, так и политики. Она так или иначе присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о власти экономической, культурно-информационной, идеологической, политической, государственной, духовной, семейной и т.п.
На протяжении истории человечества понятие «власть» изучается самыми различными науками: философией, социологией, психологией и другими. Она является важнейшей категорией политологии. Власть и политика – тесно взаимосвязанные явления. Без политики нет власти, без власти нет политики. Многие мыслители указывали на различные источники происхождения власти, в том числе и власти политической. При внимательном анализе легко заметить, что многие концепции происхождения власти и политики совпадают, поскольку эти понятия неразделимы: а) телеологические (целеполагающие) концепции характеризуют власть как способность реализовать намеченные цели (Б. Рассел); б) системная трактовка власти исходит из производности ее от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств. При этом подчеркивается свойство власти как средства социального общения, позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать стабильность общества; в) структурно-функциональные определения власти рассматривают ее как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения; г) реляционистские (от французского – отношения) концепции рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Если системные и структурно-функциональные трактовки требуют идти в понимании феномена власти «сверху вниз», то бихевиористские и психологические интерпретации ищут источники власти в специфике поведения самих людей; д) бихевиористские ( от английского – поведение) определения исходят из того, что власть – это особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются, причем особое внимание обращается на субъективную мотивацию власти (например, «воля к власти», «психологическая энергия» – Г. Лассуэлл). Власть – не только средство улучшения жизни властвующего, но и самоценность, позволяющая наслаждаться ее обладанием; е) психологические концепции пытаются раскрыть субъективную мотивацию поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Это сублимация (от латинского буквально – «вознесение кверху», концентрация на высшем уровне) подавленного либидо (от латинского – половое влечение – З. Фрейд) или же психической энергии вообще (К.Г. Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности (так называемый «комплекс неполноценности»).
Все перечисленные подходы имеют реальную основу, характеризующую власть и ее истоки. В соответствие с этими подходами, существует множество определений власти. Остановимся на следующем. Власть – это способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Власть всегда преследует определенную цель. Поэтому ее можно определить как производство преднамеренных результатов.
Наиболее важным видом власти является политическая: она определяет жизнедеятельность во всех сферах общества. Политическая власть отличается рядом только ей присущих признаков: а) обязательностью ее решений для всякой иной власти, проникновением в любые общественные процессы; б) публичностью, т.е. правом обращаться от имени всего общества ко всем гражданам; в) наличием единого центра, единой воли принятия решений; г) возможностью использования всех видов ресурсов власти; д) наличием специального государственного аппарата для воздействия на общество.
2. Объект и субъект власти.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Субъект власти (или актор) это ее активное начало. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств, присущих лидеру. Субъект политической власти имеет сложный многоступенчатый характер. Его первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации и, наконец, непосредственно представленными во властных отношениях различными группами, организациями, элитами и лидерами. Субъект власти может быть индивидуальным (монарх, президент) и коллективным (совет, комитет). Существует также понятие высшего субъекта – носителя власти или суверена, который распределяет властные функции между различными политическими субъектами (это монарх или народ в зависимости от формы государственного устройства). Субъект власти влияет на объект через властное распоряжение, причем у первого имеется право реального наказания или поощрения за выполнение (невыполнение) распоряжения.
Объект власти. Власть – это всегда свойство двоих. Это двухстороннее ассиметричное с доминированием воли властителя взаимодействие субъекта и объекта. Власть невозможна без подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти. Власть может состояться лишь в том случае, если есть способность (лидер) и возможность власти, т.е. согласие объекта на подчинение. Поведение объекта власти по отношению к субъекту характеризуется весьма широким диапазоном: от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть исчезает) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Это зависит от качества и поведения как субъекта (актора), так и объекта власти. В этой связи особый интерес в политологии приобретает изучение мотивации (т.е. мотивов, причин) подчинения объекта власти. Подчинение может основываться: а) на страхе перед санкциями. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от неприятного эмоционального состояния; б) на долголетней привычке к повиновению, обычае, традициях подчинения. Привычка - весьма надежный и длительный фактор стабильности власти, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни, когда вдруг обнаруживается отсталость данного общества (государства) от окружающих его государств и со всей силой встает проблема быть откинутым на обочину дороги мировой истории; в) на заинтересованности в выполнении распоряжений. Такая власть является наиболее стабильной, т.к. побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций. Она способствует развитию других типов позитивной мотивации подчинения; г) повиновение на основе убежденности. Оно связано с воздействием власти на глубокие слои сознания, менталитета, ценностные установки объекта власти; д) авторитет власти, который формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности, подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя; е) власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете перерастает в высший тип мотивации подчинения – идентификацию (отождествление) объекта и субъекта власти. Субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.
Субъект и объект власти характеризует крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъект и объект, начальников и подчиненных во многом относительно и изменчиво. Особенно это относится к демократическим системам, когда подчиненный в результате выборов может оказаться во властных структурах, и наоборот.
3. Ресурсы власти и процесс их реализации.
Под ресурсами власти обычно понимают все те средства, которые обеспечивают влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. Наиболее распространенными в современной политологии является деление ресурсов на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы включают в себя экономические (материальные ценности), социальные (способность повышения или понижения социального статуса, места в социальной стратификации), культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения). Этот вид ресурсов становится важнейшим в конце XX века. Ко второй группе ресурсов относятся принудительные (силовые). Сюда входят: оружие, институты физического принуждения (армия, полиция, служба государственной безопасности, суд, прокуратура). В третью группу входят нормативные ресурсы (юридические и нравственные нормы поведения в обществе), которые призваны воздействовать на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения.
Ресурсы власти приводятся в движение в основном двумя способами властвования: а) побуждение объекта власти к определенным, угодным субъекту действиям; б) обеспечение бездействия объекта с целью блокирования нежелательного для субъекта поведения объекта власти.
Взаимодействие способов власти, их постоянное движение составляют основу процесса властвования, который реализуется, регулируется через механизм власти. Последний включает прежде всего государственные органы и другие политические институты и право.
4. Легитимность и эффективность власти.
Политическая власть, закрепленная конституцией, приобретает в обществе юридическую законность. Однако такая власть может по-разному оцениваться. Признание большинством народа (не всеми) права данной власти управлять и согласие ей подчиняться называется легитимностью (от латинского – законность). История знает многие формы легитимности, которые зависят прежде всего от мотивов подчинения. Наиболее распространенной является классификация легитимности М. Вебером, который выделяет три главных ее типа: а) традиционная легитимность основана на привычке повиноваться, традициях (монархия); б) харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар («харизму») лидера, которого часто обожествляют, создают культ личности. Такое особенно часто встречается в период революционных перемен, когда в обществе еще нет традиций или демократически выраженной воли большинства; в) рационально-правовая, демократическая легитимность, источником которой в отличие от эмоциональной харизматической выступает рационально понятый интерес. Власть избирается на основе демократических процедур, она основывается на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям. Кроме указанных типов легитимности называют еще идеологическую легитимность, основанную на господстве государственной идеологии, классовую легитимность и другие. С понятием легитимности тесно связано понятие эффективности власти. Под эффективностью понимается результативность власти, степень выполнения ею функций в обществе, реализации ожиданий граждан. Легитимность и эффективность власти это два важнейших фактора ее стабильности, доверия и поддержки ее гражданами, устойчивости общества в целом.
Легитимность не является постоянным, раз навсегда данным качеством власти. Последняя должна систематически подтверждать перед народом правильность и целесообразность своих действий (в разного типа обществах – разными методами воздействия. В демократическом обществе – путем выборов, референдумов и т.п.). Цель здесь – достижение национального согласия власти и общества, что является наиболее действенным способом управления обществом, укрепления его социально-политической стабильности, достижения намеченных задач его развития.
ТЕМА: Политическая культура.
1. Понятие «политическая культура».
2. Структура политической культуры.
3. Основные черты и типология политической культуры.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--