Курсовая работа: Формирование временной перспективы в онтогенезе
ГП-1-06
Пастухова Екатерина
«Формирование временной перспективы в онтогенезе»
(курсовая работа)
Научный руководитель: О.А. Коржова
Бишкек 2008
План
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Формирование временной перспективы в онтогенезе..........................5
1.1 История развития изучения времени и временной перспективы личности …………………………………………………………..........................5
1.2 Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности…………………………………………………….......................……..13
1.3 Организация временной перспективы в зависимости от типа личности…….........................................................................................................16
1.4 Формирование временной перспективы в онтогенезе……….................20
Глава 2. Методология, методы и методики исследования организации временной перспективы в онтогенезе.................................................................22
2.1 Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования………...................22
2.2 Методологические подходы и принципы исследования……................….22
Заключение………………………….....................................................................25
Выводы…………………………………………………………….……………..27
Литература……………………………………………………………………….29
Введение
Актуальность проблемы формирования временной перспективы личности заключается не только в интересе с точки зрения теории, но также в связи с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. К тому же, в наш век технического прогресса невозможно продуктивно осуществлять собственную деятельность без учета психологических и личностных особенностей восприятия времени. Временная перспектива – очень важный личностный конструкт, который отражает временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру.
Время является одной из наиболее сложных категорий в физике и удивительной в философии. Также проблема формирования временной перспективы в онтогенезе является малоизученной в психологии. Одной из причин неизученности является то, что восприятие времени человеком субъективно (индивидуально), но в то же время объективно, т.к. оно везде одинаково и его изменение имеет определенные законы.
Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Исследования гомеровского эпоса показывают, что в «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» существует представление о двух временах: одно – циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.[1]
Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.
Цель данной работы - изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом.
Гипотезы :
1. Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени.
2. Формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.
Задачи :
1. Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2. Исследовать понятие «временной перспективы» в психологической науке.
3. Проанализировать особенности восприятия времени человеком в онтогенезе.
Объект: временная перспектива.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--