Курсовая работа: Уровень тревожности дошкольников в зависимости от очередности рождения в семье

Глава I. Теоретическое обоснование тревожности детей в системе семьи

1.1. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

1.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольника

1.3. Фактор очередности рождения детей в семье

Вывод по главе I

Глава II. Исследование влияния очередности рождения на тревожность дошкольника

2.1. Организация исследования

2.2. Методика исследования тревожности у детей

2.3. Результаты исследования

Заключение

Список использованной литературы


????????

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах, поэтому, нам представляет интерес то, как влияет очередность рождения ребенка в семье на уровень его тревожности.

Например, в ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более беспомощными и больше нуждаются в поддержке, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Родители, как правило, бывают более озабочены состоянием здоровья и перспективами на будущее своих первенцев по сравнению с детьми, родившимися впоследствии, т.к. приобретают родительский опыт, становятся более уравновешенными. Они ставят перед первенцами более высокие цели и, соответственно, предъявляют к ним повышенные требования. Если первенец обладает достаточными способностями, то такого рода давление может в дальнейшем способствовать его социальным и профессиональным достижениям. Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваются успеха. Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителей подобное давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности и снижение самооценки.

Первенцы (как мужского, так и женского пола) при наличии младших детей в семье в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чем их младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чем у более поздних детей. Вероятно, множество первенцев испытывают ощущение, что не соответствуют тем идеалам, которые перед ними ставят родители.

Объектом исследования является развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Предмет исследования зависимость уровня тревожности от очередности рождения у дошкольников.

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы , если ребенок является первым в семье, т.е. у него есть младшие братья или сестры, то уровень его тревожности будет выше, чем у единственных или вторых детей.

Именно поэтому, целью исследования является влияние очередности рождения на тревожность дошкольника.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи :

1. Ознакомиться с причинами возникновения тревожности у детей дошкольного возраста;

2. Изучить особенности эмоциональной сферы дошкольника;

3.Проанализировать влияние очередности рождения на эмоциональное состояние ребенка.

4. Провести исследование тревожности детей в зависимости от очередности рождения;

5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ СЕМЬИ

1.1. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

?????? ?????? ?????? ???? ? ????? ?????: ???????? ???????????? ???????????????? ? ??????????? ?? ???. ?????????? ? ?????????, ??? ??????????? ????????? ? ???, ??? ??????? ????????, ?????? ??? ???????? ???. ???????? ??? ????????? ? ????????????, ????? ?????????? ??????? ?? ????????. ?? ???? ????, ??? ??????? ??????, ??? ????????????? ??? ?????????? ?????? ? ?????????????. ?? ??????? (??????, ??????? ? ??.) ?? ????????? ? ????? ??????? ????? ??????: ???????? ? ????????, ???????????? ? ??????????, ??????? ? ???????. ???????? ? ??????? ?????????? ??????. ??? ??? ?? ????????, ??????? ?????? ? ?? ??????, ? ?? ??????.? ?????????? ???????? ??????? ????????? ???? ??????? ? ???????? ? ???????? ????? ????????? ????????? ???????? ??????????? ??? ?????? ????????, ??????, ??????, ???, ????????, ????????? ?????? ? ?. ?.? ?????? ???????, ??????? ?????????? ??????? ?????????? ?????? ? ?????? ????????? ??????. ?????????? ???????, ? ??????? ?? ???????????, ??? ????? ?? ???????? ????? ??? ?????. ?? ????????? ?? ?????? ? ???????????? ??????? ????????? ?????????? ????? ??????, ???????? ?? ? ????????? ???????? ?????, ?? ? ????????? ???????????? ???, ?????????? ?????????? ? ????? ????????????, ??????????? ?? ??? [4].?? ??????????? ??? ??? ???????? ????????????????? ? ?????????????. ??????, ??????? ??? ??????????, ????? ????????????? ?? ????, ? ????, ?????, ?? ???? ?????????. ??? ????????????? ????????? ????????? ???????, ????????? ?? ?????? ? ?????? ?????????? ? ????????? ??????????? ???? ?????????? ????????, ????????????????? ? ??? ??????????? ?????????, ????????????, ????????? ???????????? ????????. ?????????? ? ??????? ?????????????? ???????????? ??????? ???? ????????? ????????????? ???. ????????????? ??? ????? ???? ????????????? ??? ?????????????.????????????? ??? ??????? ??????????????? ??????????????, ?????? ???????????, ??????????????. ??????? ????? ?? ????????? ??? ?????? ??? ???????????, ?????? ? ????? ???????, ????????? ???? ???????? ??? ??????????????. ? ????? ??????? ????????? ???????? ? ??????? ? ???????????? ????????. ??????? ????? ??????, ????? ?????????, ?????? ??? ??????? ???????. ?? ????? ??????? ???????? ????, ????? ?? ????????????. ??? ????????????, ????? ??????? ????????, ?? ???????????, ? ?????? ?????? ? ???????.????? ?? ?????? ?????? ?????????????? ????????? ??????? ????? ???? ?????????? ??????????? ?????? ??????????? [3].??? ???????????? ? ?????????? ???????? ?????????? ???????? ?????????? ???????, ?. ?. ????????????? ?????????, ??????????? ? ????????? ?????????????? ????????? ? ????????????? ? ???????? ???????????????? ???????? ???????. ????????? ???? ?????, ?????? ?????????? ???????????? ?????. ??? ????? ?????? ???? ??????: ?? ????? ???-?????? ?????????? ?????????? ??????????? ????? ??????????????? ????? ???????????? (???????? ????????), ???, ? ???? ???????, ???????? ? ?????? ??????????, ????????????? ? ???? (?? ?? ?????? ?? ???!?). ????? ???????, ??? ????????????? ????????? ????? ????????? ? ???????? ?????? ?? ?????????? ???????? ???????, ??? ??? ???????????? ?????????? ?????????? ???????????? (????????, ????? ??????? ??????? ?????????? ? ?????? ???????????).??? ??? ?????????? ??? ????????? ????????, ????? ??????? ? ? ????????? ?????. ?????? ??? ????? ?? ????????? ? ???? ????, ? ???????????? ???????????. ????????? ???????????? ??? ??????? ?????? ????? ??????????? ???????? ? ????, ??? ??? ?????? ????? ????????? ??????????. ?????? ??????????, ???????????? ?? ???????? ?? ???? ???????? ??????????, ????? ???? ???????? ? ????, ? ? ??????? ????, ????????? ????? ????????? ?????????? ????????? ? ???????????? - ?? ???????? ??????????, ??????? ?? ????? ???????. ????? ????? ???????? ?????????, ????????????. ?????? ?? ???????????, ????????????, ???????????????????? ????? ???????? ???????? - ??????? ?????? ???, ????? ???????? ???????.?????? ?? ????????? ???????????? ????????, ??? ???????????? ????????????? ??????????? ???????? ?????????? ???????????????? (?????????????). ?????? ?? ?????? ??????? ? ?????????? ????????????????? ??????????? ?????????. ?????? ??????? ?? ???????? ??????? ????????? ? ????????. ?????? ??? ????? ?????????????? ???????? ????????? ????????. ????????, ?????? ??????????? ?????????? ?????????? ??????? ??????????, ??????????????? ?????????? ?? ???? ?????????????? (?????????? ??????, ???????? ????????, ??????? ?????????? ??????????? ? ????????, ?????????? ???????????). ? ???? ?????? ??????? ????????? ? ???????? ????? ???????????? ????????, ??????? ?????? ??????????? ? ???? ? ? ????? ??????????? ?????, ?? ????????? ?????? ????????????? ??????, ???????? ????????????, ??? ?? ??????, ?????? ?? ???, ?.?. ?????????? ??????? ???????, ??????? ????? ??????????? ? ????????? ? ?????????? ?????????? ??????????? ? ???????????.?????????? ?? ???? ??????????, ????? ?????????? ? ??????????????, ?.?. ?????? ???????? ??????????? ??????? ? ????? ?? ?????????, ?????? ? ???????. ? ???? ?????? ??????? ????????? ? ???????? ????? ???? ??? ????????????, ??? ? ????????????? (???????? ?? ??????? ??????? ???? ??????????, ? ?????????? ? ???, ???????????? ??? ???????). ? ???????????? ???????? ????????? ? ???????? ??????? ???????? ? ????????????? ???????????????????? ????????????? ? ?????????, ??????????, ??????????? ? ????. ????????? ?????? ????????????? ??????? ? ????????, ????? ???????? ???????? ?????? ???????? ???? ??? ????, ?.?. ???????????? ???????????? ???????????. ????????, ?????????? ??????????? ????? ??????????? ??????? ? ????? ? ?????????, ???????? ???????. ? ??????????? ??????? ??????, ???????????? ??????, ???? ??????? ??????? ? ??????? ??? ??????????? ??????. ????, ??????????? ? ????????? ???????, ????????????? ????????? ????????? ??????? ??????? ?? ???????, ??? ??? ????? ???????????? ? ?? ???????. ????? ??????? ???????? ???????????? ?????? ?????? ?????? ? ???????, ????????? ?? ????? ????????????, ???????? ? ??????. ???????? ? ??????? ??????????? ????? ?????????????? ????? ???????, ??? ?????????? ?????????? ?? ??????? ????????? ? ????????????, ??? ??? ??? ???????? ???????? ??????????? ?? ??????????. ??????????? ? ??????????? ????????????? ????? ?????? ????????? ????????????? ? ??? ??????? ??????? ??????????, ???????? ???? ?? ???? ????????, ??????? ?????????? ????????????, ??????? ????? ??????????? ? ???????????. ??? ???? ??????, ?????????????? ???????????? ???????????, - ?????? ??????, ?????????? ??????? ???? (??? ??? ????? ??? ????, ??? ? ???? ???????? ???????, ???-?? ?????? ????????? ?? ? ????? ????? ?????????). ? ???? ?????? ??????? ????????? ?????? ????????? ????????? ????? ??????????. ????? ???????? ???????? ????? ??????? ? ????? ???????? ? ???????????? ????????? ? ????????? ?????? ??? ??????? ?????????????? ???????????????, ?????????? ? ??????. ???????? ????????? ????????? ????? ???????????? ????????? ???????. ?????? ??? ?????????? ?????? ? ????????? ????????? ???? ?? ????, ??? ? ???????, ?. ?., ??? ?????? ????????? ???? ?????? ??? ???? ????, ??? ?????? ??????????? ????????? ? ??? ???????. ?????, ?? ???????????, ???????? ??????? ????? ?????? ?????? ??????? ?? ???????????? ???????? ?????: ???????? ???? ???? ? ??????, ????? ?? ????? ? ?. ?.?????? ????????????? ????????, ?????? ????????? ? ? ?????????? ???????? ? ????????????? ?????? ??????? ??????? ??? ??????? ?? ????, ??? ???????????? ????????? ??? ???????????? ???????????????? ?????? ??? ?????, ??????? ?????????, ?????????? ??????, ???????? ??? ??????? ???????. ???? ? ??????? ??????????? ???????????, ?????????? ?????? ? ??????????? ??????? ???????????, ?? ????? ????????? ????????????? ?????. ????????????? ? ????, ??? ????? ????????? - ??? ??????????????????? ????????? ?? ????, ?? ???? ???? ? ???????????. ??????????? ??? ????? ????????? ? ??? ???????????????? ????????? ?? ?????, ????? ??? ?????????????? ??? ?????????????? ????? ? ??????????.????????????? ????????? ??????????? ? ???????????????, ? ???, ? ???? ???????, ????????? ??????????????? ???????? [5]. ????? ???????, ??????????? ? ????, ???????? ? ????????? ? ??????????, ??????, ????????? ??????? ???????????, ???????????????, ??????? ??????????, ????????? ???????. ????????????? ??????????? ??????????? ?????????? ? ???, ??? ?? ????? ? ????? ?? ???????????????? ????????, ??????? ??????? ??????????? ????? ???????????? ????????? ?? ???????????? ????????????? (?.?. ???????????, ???????????) ????????, ??? ???????? ??????????? ????? ?????????? ?????, ??? ?????????? ?????? ????? ?????, ???????????. ??? ?? ?????, ? ????? ???????? ??????????? ? ??????????? ???????? ??????????? ??? ?? ???????? ?????????? ?????? ????????? ? ???????????? ???????? ??? ?????????? ??????????????? ?????????-?????????????? ???????????, ? ????? ????? ??????????? ??????? ??????????? ???????, ???? ???????? ? ????????, ????????????? ???, ????? ????????? ?????? ???????????? [9].

1.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольника

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 199
Бесплатно скачать Курсовая работа: Уровень тревожности дошкольников в зависимости от очередности рождения в семье