Шпаргалка: Экспериментальная психология

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практич­ность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности.

Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности наз. «методом». Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.

Кун выделяет 2 различных состояния науки: революционную фазу и фазу «нормальной науки», последняя фаза означает исследование, прочно опирающееся на одно или не­сколько прошлых научных достижений. С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, вклю­чающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую па­радигму, заменяя ее новой.

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии проблема становления парадигмы от­ражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонауч­ный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в. перенесли основные требо­вания к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы возражения ни выдвигались критиками против правомерности использования лабо­раторного эксперимента в психологических исследованиях, научные работники про­должают ориентироваться на принципы организации естественнонаучного иссле­дования. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.

Любая теория есть временное со­оружение и может быть разрушена. Отсю­да — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя приду­мать соответствующую процедуру, не мо­жет быть научным.

2. виды научного исследования.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целост­ной научной программы или в целях развития научного направления. Изучение осо­бенностей нарциссической личности Э. Фромм проводил в рамках научной програм­мы исследования причин «злокачественной агрессии». Программа К. Левина послу­жила основой для постановки исследований уровня притязаний, мотивации достижений, квазипотребностей, групповой динамики и пр. Предложенная Б. Ф. Ломо­вым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы по­родила исследования динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процессов индивидуального и группово­го мышления и т. д.

Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и приклад­ные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без уче­та практического эффекта от применения знании. Прикладное исследование про­водится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинар­ные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести гене­тические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные иссле­дования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значи­мых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, ис­следование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

. классификация методов психологического исследования.

Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный); 2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод); 3) способы обработки данных (математико-статистического анализа данных и качественного описания) и 4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типах связи между ними, образующих личности, либо социальную группу.

Классификация эмпирических методов Водолева-Столена. 1 группа: 2 основных признака: 1. На основании сопоставления методологических признаков (объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, тесты-опростники, открытые опросники, шкальные техники, субъективная классификация), индивидуально ориентированные техники (методика ролевых репертуарных решеток), прооективные техники, диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры). 2. Основание мер вовлеченности в психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики (объективные методы – тесты, опросники, шкальные техники). 2 группа: диалогические (беседа, интервью, диагностические игры, патопсихологичекий эксперимент и некоторые из проективных методик).

5. подготовительный этап психологического исследования.

Проблема : возникает тогда, когда старое знание не показало свою состоятельность, а новое еще не приняло развернутую форму. В связи с этим научная проблема – противоречивая ситуация, требующая разрешения. Постановка научной проблемы предполагает: обнаружение существования дефицита в данной области, осознание потребности в устранении дефицита, описание проблемной ситуации в научных терминах, формулировка проблемы.

Гипотеза: - научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Бывает: теоретическая (входит в структуру теорий в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теорий и экспериментальных результатов), эмпирическая (предположение, подлежащее экспериментальной проверке), экспериментальная (выдвигается для решения проблемы методом экспериментального исследования).

Предмет и объект: через отношение общего и частного: объект – процесс, либо явление, поражающее проблемную ситуацию, предмет – то, что находится на границе объекта. Через испытуемого: объект – тот, кто исследуется, предмет – то, что познается.

6. планирование исследования.

Цель: - осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено исследование.

Виды целей: 1. Определение характеристики и явлений. 2.Выявление взаимосвязи психических явлений. 3.Изучение возрастной динамики явлений. 4.Описание нового феномена эффекта. 5.Открытие новой природы явления. 6.Обобщение. 7.Создание классификаций, типологий. 8.Создание методики. 9.Адаптация психодиагностической методики.

Задачи: выявление с помощью экспериментальных методов причинно-следственной зависимости между психическими явлениями, а также между ними и другими факторами.

Выборка: Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо от­дельный индивид, либо группа. В первом случае мы говорим об общепсихологиче­ском эксперименте, во втором — о социально-психологическом. формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил.

1.Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. экспериментатор должен создать модель идеального объекта экс­периментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально откло­няться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2.Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут су­щественно повлиять на зависимую переменную.

3.Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Существуют теоретические статистические критерии репрезентативности (представленности) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представ­лять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы.

Метод: 1.способ выполнения ч-либо, работа с фактами и концепциями в систематическом режиме. 2.способы, посредством которых познается предмет науки.

Методика: довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.

30. классификация эксперим. планов по Кемпбеллу.

Выделил 3 группы: доэкспериментальный план, экспериментальный план и квази-эксперимент. 1 и 2 группу выделил на 2 основаниях: 1.наличие/отсутствие контрольной группы, 2.наличие/отсутствие тестирования до экспериментального воздействия и после него. Эти 2 показателя рассматриваются Кемпбеллом как 2 основных способа контроля в экспериментальных исследованиях. Введение в экспериментальные планы этих способов контроля увеличивает достоверность приписывания появления эффекта экспериментального воздействия ч/з сравнение р-тов тестирования, которые были получены до экспериментального воздействия и после него. Использование контрольной группы выделяет влияние экспериментального воздействия ч/з сравнение результатов в 2х группах.

9. интерпретация, анализ и представление результатов исследования.

Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровер­жение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то ».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Ис­следователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает ги­потезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли счи­тать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможно­сти обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной ра­боты, наглядному представлению результатов и структуре изложения.

10. понятие метода наблюдения

Наблюдением называется целенаправленное, организованное вос­приятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX в. в клинической, социальной, педа­гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии тру­да, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естествен­ного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспе­риментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.

А. А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприя­тию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку про­исходящему.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 479
Бесплатно скачать Шпаргалка: Экспериментальная психология