Сочинение: М.В. Ломоносов- личность, учёный, поэт

Ломоносов- личность, учёный, поэт

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!


Н. А. Некрасов.

Ломоносов.

Михаил Васильевич (1711-65)-гениальный русский учёный-энциклопедист, великий мыслитель- материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения.

Жизнь и деятельность.

Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельской губ.) в семье крестьянина-помора. До последнего времени считалось, что Ломоносов родился в селе Денисовке (Ломоносовка), расположенном недалеко от Мишанинской. Днём рождения его принято считать 8(19) ноября, 1711(в настоящее время некоторыми исследователями эта дата ставится под сомнение). Своеобразные черты развития русского Севера наложили отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова, Северный край не знал татарского ига и помещичьего землевладения. Это была область с высоким для своего времени уровнем культуры, родина смелых мореходов, плававших вплоть до Шпицбергена (Груманта) и сибирского побережья Северного Ледовитого океана. Ломоносов ходил с отцом на судах за рыбой в Белое м. и Северный Ледовитый океан; участие в морских путешествиях, по определению Г. В. Плеханова, сообщило ему “благородную упрямку”. Но как бы благоприятно ни сказывались на развитии характера Ломоносова условия жизни на сев. окраине России, его творчество было органически связано с культурой и общественно-экономическими условиями России в целом. Высокое развитие естественнонаучной мысли в России, отразившееся в трудах и открытиях Ломоносова, было не посредственно обусловлено значительным подъемом экономики страны в 18 в., сравнительно интенсивным освоением новых экономических районов, развитием мануфактурного производства, которые способствовали прогрессу знаний в области физики, химии, геологии, географии и других отраслей естествознания. Патриотизм, горячая любовь к своему народу, постоянное стремление всячески содействовать экономическому и культурному прогрессу России были основной побудительной причиной разносторонней деятельности Ломоносова.

Ломоносов рано научился грамоте, прочёл всё книги, какие мог достать; в возрасте 14 лет изучил “Арифметику” Л.Ф. Магницкого и “Славянскую грамматику” М. Смотрицкого. В декабре 1730 года он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык, на котором писались в то время научные труды. Он настолько овладел эти языком, что впоследствии был признан одним из лучших латинистов в Европе. Условия жизни Ломоносова в академии были тяжёлыми. Вспоминая о своей жизни в академии, он писал: “Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающия от наук пресильныя стремления, которыя в тогдашния лета почти непреодоленную силу имели… имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другия нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”.

В начале 1736 Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете, под руководством немецкого учёного Х. Вольфа – представителя идеалистического и ограниченного метафизического мировоззрения. Подобно большинству учёных своего времени, Вольф был сторонником идеи существования специфических “невесомых” жидкостей. При всём этом Вольф был разносторонним учёным и пользовался заслуженной репутацией хорошего преподавателя. К молодому Ломоносову он относился с большим вниманием и оценил его выдающиеся способности. В своих отзывах о нём Вольф особенно отмечал основательность его подхода к изучению наук. В свою очередь Ломоносов относился к Вольфу с большим уважением; в 1745 Ломоносовым была переведена на русский язык “Вольфианская экспериментальная физика” в изложении Тюммига (напечатано в 1746). Обучаясь у Вольфа, Ломоносов не был пассивным слушателем, слепо следующим идеям и представлениям своего учителя; в принципиальных научных вопросах Ломоносов расходился с ним и развивал новые, совершенно отличные от взглядов Вольфа воззрения на природу. В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело. Вскоре Ломоносов резко разошёлся

со своим новым учителем. Генкель стоял на отсталых, реакционных позициях в науке. О нём Ломоносов писал: “Он презирал всю разумную философию, и когда я однажды, по его приказанию, начал излагать причину химических явлений (не по его перипатетическому концепту, а но основе принципов механики и гидростатики), то он тотчас же велел мне замолчать, и с обычной своею наглостью поднял мои объяснения на смех, как пустую причуду”.

В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745- профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повёл непримиримую борьбу за самостоятельное развитие русской науки и культуры, против “неприятелей наук российских”. Антинародная политика правящих кругов русского дворянства привела к засилию иностранцев в Академии наук, которой фактически руководил советник академич. канцелярии И. В. Шумахер. Как и многие другие иностранцы, проникшие тогда в Россию, он презирал русскую культуру и противодействовал её самостоятельному развитию. Впоследствии пост советника академич. канцелярии перешёл к зятю Шумахера И. И. Тауберту, такому же врагу русских учёных. До конца жизни Ломоносов боролся с чиновничьим произволом в Академии наук, с раболепием перед иностранцами, против принижения русских учёных; в то же время Ломоносов с величайшим уважением относился к подлинным иностранным учёным.

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельность. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на три периода: в первый период – до создания им (после преодоления больших трудностей) химической Лаборатории, Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период – с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период – с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносовым была намечена широкая программа физико-химических исследований; им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистич. представления о строении веществ, высказал закон сохранения вещества и движения. В 1744-48 Ломоносов особенно интенсивно разрабатывал в разных направлениях выдвинутую им гипотезу о связи между свойствами атомов, свойствами тел и всеми физическими явлениями. К этому периоду относятся также некоторые исследования о важнейших физических свойствах тел вообще, главным образом тепловых явлений и газообразного состояния тел, работы о химических растворах и другие химические исследования, работы по усовершенствованию оптических инструментов и др. В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылаемых в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук); сколько времени продолжались эти лекции - неизвестно. Тогда же Ломоносовым были написаны несколько торжественных и духовных од, стихотворения, переложения псалмов, работа по риторике и др.

Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет. Ломоносову удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам (правящие круги хотели создать заведение лишь для подготовки чиновников, доступное только для дворян). Прогрессивный характер выработанной Ломоносовым программы обучения в университете выражался, в частности, в отсутствии в ней такого предмета, как богословие. Ломоносову принадлежит большая заслуга в том, что Московский университет стал центром передовой научной, атеистической и демократической мысли России 18 века.

В 1757 году был назначен советником канцелярии Академии наук, а в 1758 году ему было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческом собранием, университетом и гимназией при Академии наук. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провёл исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя издавна намеченный им широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка. Создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное значение. Однако в условиях крепостнической России многие “государственные помыслы” Ломоносова не могли быть осуществлены.

Мировоззрение. Исследования в области естествознания.

В своих философских воззрениях Ломоносов преодолевал метафизическую ограниченность материализма его времени. Об этом свидетельствуют разрабатывавшаяся им теория развития природы (в частности, Земли), идея единства и неразрывности законов сохранения вещества и движения. Материализм Ломоносова был активным, воинствующим. Он боролся против идеализма философии Лейбница, его учения о непротяжённых, нематериальных сущностях – монадах; вместе с Л. Эйлером выступал против мистического ньютонианского дальнодействия через пустоту, отрицая существование сил как нематериальных начал. Ломоносов был решительным сторонником освобождения науки от влияния религии и считал, что одним из основных препятствий для развития науки является зависимость её от религии, от церкви. Научная идея изменчивости мира была оружием Ломоносова в борьбе против идеализма. Он видел связь между представлением о неизменяемости природы и мифом о сотворении мира Богом и резко критиковал сторонников этого идеалистического учения. Ломоносов вошёл в историю русской культуры как автор ярких антицерковных выступлений. В стихотворении “Гимн бороде” (1757) Л. зло высмеял духовенство, выступающее против передовой науки и особенно против учения о движении Земли вокруг Солнца.

Работы в области географии.

Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам исследования полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошёл с точки зрения интересов развития морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчёркивал важность проложения этого пути в политическом и в хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” (1763). Ломоносов дал первую классификацию льдов, которая во многом сходна с современной; ввёл представление об ископаемых льдах; указал, что ледяные горы “обязаны своим происхождением крутым морским берегам”; обосновал существование большого ледяного дрейфа, которое было установлено во 2-й половине 19 века.

Ломоносов стремился укрепить Географический департамент в качестве учреждения, имеющего определённые функции государственного значения в подготовке научно обоснованных данных для составления географического атласа России; проявлял заботу о подготовке русских картографов и геодезистов; составлял проекты астрономических экспедиций; рассылал запросы по губерниям России для получения разного рода данных с мест. В связи с подготовкой материалов для географического описания страны Ломоносов занимался вопросами экономической географии (сам термин “экономическая география” введён им). Он составил проект “экономического лексикона”, который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и пром. продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности и т. д.

В руководстве Ломоносовым Географическим департаментом ярко сказалось присущее ему постоянное стремление расширять и углублять использование науки для “российского народа”; характерным является, например, то, что Ломоносов впервые начал в Академии наук массовое изготовление глобусов на “пользу географии российской” и особенно на пользу распространения географических знаний среди русского юношества.

Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам развития с. х-ва России. По его почине при Академии наук был организован “Класс земледельства”. Под влиянием идей Ломоносова в 1765 было организовано в Петербурге Вольное экономическое общество, сыгравшее значительную роль в развитии с. х-ва в России.

Труды в области истории.

Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к своему народу особенно ярко сказались в его трудах по истории русского народа. Взгляды Ломоносова на историю складывались в острой борьбе с т. н. Немецкой школой, представители которой Г. Байер, Г. Миллер и др. фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. В 1749 году, когда рассматривалась речь Миллера “Происхождение народа и имени России” (1749-50), подготовленная для публичного собрания Академии, Ломоносов резко выступил против позиции Миллера.

В своей критике лженаучной норманистской теории, которой придерживался Миллер, Ломоносов основывался не только на тщательном изучении русских летописей, но и на глубоком изучении трудов античных и средневековых историков. Ломоносов понимал, что история русского народа может быть оценена по достоинству только как особая часть всемирно-исторического процесса, в общем ряду с историей других народов. Широкие познания в области вопросов всеобщей истории, знание известных тогда исторических источников помогали Ломоносову придавать своим доводам глубокую убедительность. Он доказывал древность и “величество” славянских племён и указывал на большую роль славян в европейской истории. В 1759 году Ломоносов написал “Краткой Российской летописец с родословием” (изд.1760), содержащий перечень важнейших деяний князей и царей до Петра I включительно. Во 2-ой половине 1751 Ломоносов начал работу над созданием обширного труда по истории России, но закончил только первую часть её, опубликованную (1766) под названием “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года”. По историческим источникам Ломоносов составил также “Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи”, которое было в значительной степени использовано известным французским философом Вольтером в его “История Российской империи при Петре Великом” (2тт., 1759-63). Ломоносов высказал ряд гениальных догадок о происхождении славян, возражал Миллеру на его тезис о том, что славяне в Европе пришельцы, сделал правильные замечания в своём толковании договоров Олега и Игоря с греками; он понял, что боярская республика Новгорода Великого была тормозом в прогрессивном процессе создания Московского государства. Особый интерес проявлял Ломоносов к Петру I, как к выразителю интересов экономического и культурного развития России. Ломоносов верил в преобразующую силу знания, просвещения, культуры; он полагал, что положение крестьян коренным образом изменится, если дворяне будут образованнее и культурнее. В мировоззрении Ломоносова нашла своеобразное преломление характерная для народных масс крепостной эпохи вера в “доброго царя”. Однако эти воззрения Ломоносова не имеют ничего общего с концепцией т. н. “просвещённого абсолютизма”. Дворянский “просвещенный абсолютизм” был для правящей верхушки маской, которая позволяла обманывать общественное мнение России и Европы в целях усиления жестокой эксплуатации крестьян; наоборот, у Ломоносова – вера в справедливость просвещенного монарха и образованного дворянства была отражением надежд миллионных масс закрепощённого народа. Именно поэтому все начинания Ломоносова в области широкого распространения просвещения и культуры среди народа всегда встречали сопротивление со стороны дворянской бюрократии.

Одним из ярких свидетельств глубокого патриотизма и демократизма Ломоносова служит его знаменитое письмо к И. И. Шувалову “О сохранении и размножении российского народа” (1761). В этом письме он выступал против крепостной эксплуатации, против неравных и принудительных браков, ратовал за организацию медицинской помощи крестьянству и требовал ограничения церковной власти в отношении быта и труда крестьян.

Любовь к своему народу соединяется в мировоззрении Ломоносова с проповедью мира между государствами. В трагедию “Тамира и Селим” (1750) он включил строки, бичующие корыстные интересы, приводящие к завоевательным войнам. В “Письме о пользе стекла” (1752) Ломоносов с негодованием писал и зверствах и хищничестве колонизаторов, которые в погоне за золотом безжалостно истребляют коренное население Америки.

Поэзия и филологические труды Ломоносова. Работы в области искусства.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 271
Бесплатно скачать Сочинение: М.В. Ломоносов- личность, учёный, поэт