Статья: Нации и национальная политика
“В ряду вопросов, горячо и страстно обсуждаемых теперь, чуть ли не первое место принадлежит национальному вопросу и проблемам, связанным с ним”.
П. Сорокин
§ 1. Понятие нации
Согласно библейскому сказанию о “Вавилонском столпотворении”, вначале люди жили в одном месте, составляли один народ и говорили на одном языке. Затем, возгордившись, они задумали построить город и башню с “главою до небес”. Разгневанный такой дерзостью Бог смешал их язык так, чтобы один не понимал речи другого, а людей рассеял по всей Земле. Сколько было тогда образовано языков и народов, Библия не сообщает...
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов (этносов) – наций и формирующихся в качестве наций общностей людей (потенциальных наций). Число же всех этнических (этнонациональных и этнолингвистических) групп достигает десяти тысяч. А государств – менее двухсот. Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое. На международной арене отношения между нациями выступают прежде всего как отношения между государствами и потому тоже носят политический характер.
Распространены три основных подхода к пониманию нации – политико-правовой, социокультурный и биологический.
При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В Конвенции о гражданстве, разработанной в рамках Совета Европы, членом которой является и Россия, понятие “гражданство” определяется как “правовые отношения лица с государством без указания этнического происхождения этого лица”. [c.395] В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно гражданские, или политические, нации.
Будучи, как правило, многоэтаичными образованиями, для которых характерна разная степень гражданской консолидации и лояльности к государству, политические нации выступают на международной арене как “национальные” государства – со своими национальными интересами, национальными границами, национальным флагом и прочими национальными характеристиками. Членами Организации Объединенных Наций являются именно политические нации, выступающие как национальные государства.
В английском языке слово nation означает не только нацию, народ, народность, т.е. этническое единство, но и страну, государство, т.е. политическое единство. А выражение “The American Nation” можно перевести в зависимости от контекста и как “американская нация”, “американский народ”, и как “американское государство”.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. В таком случае говорят о культурной нации, или этнонации.
В политической жизни национальная общность нередко отождествляется только с религиозной общностью. Говорят, например, об “арабской нации”, скрепленной религией ислама, хотя арабы-мусульмане Египта, Ливии, арабского народа Палестины, Саудовской Аравии, Ирака отличаются друг от друга многими культурными чертами и традициями. К тому же ислам не един, в нем две ветви – шиизм и суннизм, расхождение между которыми нередко принимает политическую окраску. Еще более спорны представления о единой “мусульманской нации”, объединяющей всех мусульман мира. Конечно, религия – важная составная часть духовной культуры народа (нации), но религиозная общность не может обеспечить национальной и политической общности. Войны последних лет между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, продолжающаяся гражданская война в Афганистане, где разные стороны по-разному понимают ислам, доказывают это.
Следует иметь в виду, что нация представляет собой не только объективную данность в образе государства или “естественный факт”, обусловленный особенностями культуры и воспитания, но и субъективный феномен сознания и самосознания, позволяющий человеку сказать в отношении себя: “я – русский”, “я – американец”, “я – турок”, а всей группе: “мы – русские”, “мы – американцы”, “мы – турки”; в отношении своей страны, своего государства: “Россия – моя родина”, “США – моя родина”, “Турция – моя родина”. [c.396]
Без национального сознания и самосознания нет и не может быть нации. Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: “1. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения. 2. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создает человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей”1.
Большинство стран мира, причем таких разных, как США, Англия, Франция, Испания, Италия, страны Латинской Америки и Скандинавии, распавшийся ныне Советский Союз и другие, понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. Он характерен для таких стран, как Япония и Германия. Согласно конституциям обоих государств, нацию составляют лишь те люди, в жилах которых течет соответственно японская или германская кровь. В силу этого подхода ФРГ давало гражданство тем лицам, которые могли доказать германское происхождение своей крови.
Израильская нация также формируется по признаку крови. Другим обязательным ее признаком является соответствующая вера (иудаизм).
Следует признать, что биологический принцип крови, как и вообще биологическое начало, “имеет место быть” в человеке. Этнос родителей накладывает отпечаток на внешний облик ребенка и даже черты его характера. Это явственно проявляется в детях от межнациональных, особенно межрасовых, браков. И все-таки национальность определяется не столько генами, т.е. биологическими факторами, сколько факторами социальными – особенностями культурной среды, системой воспитания и обучения ребенка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Это относится и к феномену национальности.
В.И. Даль (1801–1872), автор “Толкового словаря живого великорусского языка”, считал себя русским потому, что думал по-русски, хотя его отец был датчанином, а бабушка по материнской линии происходила из французских гугенотов. Могут, конечно, сказать, что это частные (конкретные) случаи, которые не следует обобщать. Тогда сошлемся на процесс образования американской нации. [c.397]
Дж. Кеннеди, предки которого были ирландцами, имел все основания называть свою, американскую, нацию “нацией иммигрантов”: с 1607 г. когда первые английские переселенцы появились в Новом Свете в США иммигрировало из разных стран 42 млн. человек, т.е. каждый когда-либо живший американец был иммигрантом или потомком иммигрантов (естественно, за исключением местных индейских племен) и, стало быть, вел свою родословную от другой нации2.
При этом нельзя сказать, что образование американской нации было простым стихийным процессом, а изменение национальной принадлежности – частным добровольным делом. Во многом этот процесс определялся политической волей тех, кто находился у власти. Т Рузвельт (президент США в 1901-1909 гг.) так говорил о переселенцах: “Мы должны сделать из них американцев во всех отношениях: по языку, политическим взглядам и принципам, по пониманию и отношению к церкви и государству. Нам не нужен чужеземец, не желающий отказаться от своей национальности. Нам не нужны немцы-американцы, ирландцы-американцы, образующие особый слой в нашей общественной и политической жизни. Мы никого не можем признавать, кроме американцев”3.
Такая нациообразующая политика привела к тому, что ныне гражданин США любого этнического происхождения считается и сам называет себя прежде всего американцем. Он не видит никакого противоречия в том, что представляет американскую нацию и в то же самое время является этническим немцем, ирландцем, евреем или африканцем.
Согласно наиболее широко распространенным представлениям, под нацией понимается исторически сложившаяся общность людей – граждан определенного государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определенной национальной общности и отличать себя от других.
Многонациональный народ России. Основные национальные проблемы современной России рассмотрены в Конституции. Ее преамбула начинается словами: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей Судьбой на своей земле...”. Иначе говоря все проживающие на территории Российской Федерации нации и народы рассматриваются как некая сложившаяся историческая целостность. [c.398] Далее, следует обратить внимание на ст. 26, которая гласит, что каждый человек “вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности”. А ст. 19 (п. 2) запрещает дискриминацию граждан по “национальной принадлежности”.
Важно отметить, что несмотря на естественную горечь, вызванную распадом СССР, гражданская самоидентификация населения России, связанная с отношением к государству, в целом состоялась. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов, проведенные специалистами Российского Независимого Института социальных и национальных проблем.
Динамика гражданской самоидентификации населения России
Считают (считали) себя (в %)* | 1993 | 1997 |
Гражданином России | 45,6 | 58.2 |
Гражданином СССР | 12,7 | 12,4 |
Гражданином мира | 8,8 | 5,1 |
Сами не поймут, кем себя считать | 32,9 | 24,3 |
Всего | 100 | 100 |
* См.: НГ – Сценарии. 1997. № 6. С. 1
Из приведенных данных видно, что за четыре года – с 1993 по 1997 г. – количество людей, осознающих себя гражданами России, увеличилось на 12,6% и составило в 1997 г. 58.2% – здесь устойчивая тенденция роста; количество людей, продолжающих считать себя гражданами СССР, сократилось незначительно и составило в 1997 г. 12,4%; сократилось количество тех, кто считает себя гражданином мира – 5,1% в 1997 г.; а также тех, кто не разобрался, кем себя считать – с 32,9% в 1993 г. до 24,3% в 1997 г. Однако тот факт, что последняя категория граждан составляет почти четверть опрошенных не прибавляет крепости государству и обществу.
Национальная идея и национальная идеология. У каждого народа, во всяком случае более или менее развитого, есть своя национальная идея. И хотя сам термин “национальная идея” связывают с именами немецких философов И. Гердера и Г. Гегеля, сам феномен такой идеи, формулирующий основной смысл существования и предназначения народа, известен с древности. У римлян, например, она была выработана в ходе сложного процесса становления державного Рима. Поэт Вергилий выразил ее так: “Пусть другие делают мягким металл и живым мрамор, и дышащими под их творческим резцом возникают статуи: они делают это лучше тебя, о римлянин! [c.399] Ты же одно памятуй: править державно народами, щадить покорных и низлагать надменных”4.
У американского народа национальной идеей до недавнего времени была идея “американской исключительности”. Теперь, после развала СССР и резкого ослабления России, такой идеей стала идея сохранения США как единственной сверхдержавы мира, мирового лидерства США.
Национальной идеей “испанизма” считается отождествление единства испанской нации с ее конфессиональной (католической) общностью. Католическая религия объявляется сущностью “испанской души”.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--