Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

    Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается.
    Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой.
    Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, — истина эта разная. У Фета ночь сияет:

    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.

    У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:

    Лишь жить в себе самом умей
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи. . .

    Истина Фета — с крыльями, у нее есть свет. . . А вот у Тютчева день — это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь -момент соединения человека с миром: “сердце цветет” ночью. Ночь и день для Фета едины.

    На заре ты ее не буди,
    На заре она сладко так спит. . .

    В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его- как “свет звезды”. Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. “А счастье где? Не здесь. . . ”, и все-таки- “за ним, за ним”. В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье.
    У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении “Тени сизые сместились”:

    Тени сизые сместились,
    Цвет поблекнул, звук уснул —
    Жизнь, движенье разрешились
    В сумрак зыбкий, в дальний гул. . .

    Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении “Фонтан” поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.
    Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении “бегут и будят сонный брег”, “гласят во все концы”, а зима “злится”, “хлопочет”, “ворчит”.
    Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 3142
Найти или скачать Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»