Сочинение Гамлет — личность, обращенная к будущему

Быть иль не быть, вот в чем вопрос. . .

В. Шекспир

В основе сюжета «Гамлета», написанного Шекспиром в самом начале XVII века, лежит старинная легенда. Она рассказывает о том, как юный принц Гамлет, притворившись безумным, чтобы не казаться опасным для врагов, отомстил своему дяде за убийство отца. У легенды счастливый конец — Гамлет торжествует.

В трагедии Шекспира все иначе. Шекспировское время породило людей, которые, видя вокруг ложь и неправду, мечтали о других, справедливых человеческих отношениях. Но они же и понимали, что бессильны превратить эту мечту в реальность. Вот таким и показан Гамлет у Шекспира. Как не похож принц на других! Он один весь в черном среди окружающих его наряженных и улыбающихся людей. Взгляд его угрюм, брови сдвинуты. Он скорбит о своем неожиданно умершем отце, которого слишком быстро забыла королева:
Нет месяца! И целы башмаки,
В которых гроб отца сопровождала. . .

Рассказ Призрака о подлом убийстве окончательно раскрывает Гамлету глаза на преступность окружающего мира. Рушатся былые устои, весь свет кажется принцу «ничтожным, плоским и тупым».

Тень отца призывает Гамлета к мести: «Прощай, прощай и помни обо мне!» Принц потрясен. Возврата к прошлому нет. Утрачены его прежние представления о жизни и людях. «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» — восклицает он.

В древней легенде главное для Гамлета — долг кровной мести. Но в трагедии Шекспира принц не только стремится отомстить за убийство отца — он мечтает изменить мир, где царят предательство и обман («развращенный век») в лучшую сторону. Но он может только мечтать об этом. Этот разлад между мечтой и действительностью заставляет Гамлета метаться, быть недовольным собой. Он весь в смятении, в исканиях. В течение всей трагедии Гамлет — страстный, негодующий обличитель. «Каждое слово Гамлета есть острая стрела, облитая ядом», — писал Белинский.

Гамлет не может открыто выступить против своих врагов. И он решает притвориться безумным — ведь что возьмешь с безумного, ему и говорить можно что угодно.

Все яснее принц видит, что те, кому он верил и кого любил, вольно или невольно оказались в лагере врагов: мать, Полоний, Лаэрт, Офелия. Предателями становятся и школьные товарищи — Гильденстерн и Розенкранц. От этого ему становится еще больнее. Гамлет страдает, ему кажется, что весь мир — тюрьма, а его родина Дания — мрачное подземелье.

Вспоминая о своей клятве, он упрекает себя в том, что слишком медлит с местью. Но желание действовать борется с сомнениями. Кроме мести, его волнуют глубокие проблемы века, смысл жизни:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Смириться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними разом. Умереть. Забыться
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. . .

Быть — для Гамлета значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но вокруг торжествует зло, которое он в одиночку не может победить. И Гамлет мучается от внутреннего разлада.

Желая разоблачить короля, он ставит с приезжими актерами пантомиму, в которой раскрывается история убийства его отца. Напряженность ситуации усиливается случайным убийством Полония.

Король потрясен и напуган.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 1879
Найти или скачать Гамлет — личность, обращенная к будущему