Характеристика образа Фигаро в комедиях Бомарше П.

 

Фигаро - определен автором, как «наиболее смышленый человек своей нации», в течении всего действия постоянно доказывает делами излюбленную истину Бомарше об определении судьбы личности не силой обстоятельств, которые стоят на пути к ее полноценному осуществлению, то есть счастью, а собственно силой ее противостояния сословным ограничениям, скверным условиям и власти предрассудка. Отнесенный к третьему сословию, представителем  которого Бомарше с гордостью называл себя,  на вершине своей карьеры, Ф. наделен оптимальными, в понимании автора, чертами особ этого круга. Это –  и неподражаемая изобретательность, и всегдашний оптимизм, и искрометный юмор, и пусть не декларированное, но твердое чувством собственного человеческого достоинства, и уважение к собственности, составляющей отнюдь в привилегиях и правах, даруемых принадлежностью к аристократии. Не изменяющая ему трезвость взгляда совместно с острословием и безукоризненным пониманием человеческой натуры становятся для Ф. залогом успеха даже в ситуациях, в которых ему грубо напоминают о некой социальной ущемленности. Превосходя Альмавива, который посмел посягнуть на честь его невесты, хитрый Ф. проявляет более, чем виртуозную находчивость: он выигрывает схватку, понимая, что на кону права рядового человека. Благодаря этому, Ф. имеет основания заявить, что он стоит  выше своей репутации холуя, которого волен ущемить каждый, от рождения владеющий звучным титулом. Вряд ли легко отыскать вельможу, способного «сказать о себе то же самое». Являясь единственным из персонажей, который на протяжении действий не притворно, а достаточно поучительно эволюционирует, Ф. в заключительных сценах уже мало напоминает брадобрея, демонстрировавшего чудеса выдумки во время помощи Альмавиве в облапошивании подозрительного Бартоло, и действовавшего с наглостью, извиняемой только его жизнерадостным нравом. Следуя своей идее, о полезности рождаемых социальною рознью острых положений на сцене, которые и помогают достичь высокой патетики и глубокой нравоучительности действия, высказанной в предисловии к «Женитьбе Фигаро», мудрый Бомарше провел своего героя через испытания социальными условностями, являющиеся, по мнению просветителей, реликтом неотесанного средневекового варварства. Усмирив графское своеволие, благодаря своей оптимистической натуре, сочетанной с отточенным умом, Ф. , впрочем, не в силах просто забыть «безумный день» своей суматошной свадьбы. В финальном монологе, являющимся кульминацией трилогии, и произносимом уже не лукавым и беспечным цирюльником, жизнелюбие которого бьет через край, а своеобразным философом, Ф. , наделенный соответственным правом и обязанностью, формулирует главные идеалы представителей своего сословия, идентичные во многом идеалам Просвещения.

.

К-во Просмотров: 2356
Найти или скачать Характеристика образа Фигаро в комедиях Бомарше П.