Муза в лирике Ахматовой

    Муза ушла по дороге. . .
    Я, глядя ей вслед, молчала,
    Я любила ее одну.
    А в небе заря стояла.
    Как ворота в ее страну.
    А. Ахматова

    Анна Андреевна Ахматова — большой и серьезный поэт, принесшая в литературу “поэтику женских волнений и мужских обаяний”. В своем творчестве она коснулась всех традиционных тем классической поэзии, но привнесла в них свое неповторимое звучание, обаяние своей необыкновенно тонкой натуры.
    Достаточно традиционна для русской поэзии тема Музы, не обошла ее и Анна Андреевна. Для нее это и божественная покровительница, и родная сестра, близкая подруга — много ликов у Музы Ахматовой. Но всегда это очень интимные переживания, нет в отношении Анны Андреевны к своей героине легкого пренебрежения или панибратства, а всегда — восхищение, граничащее с поклонением высшему существу.

    Когда я ночью жду ее прихода,
    Жизнь, кажется, висит на волоске.
    Что почести, что юность, что свобода
    Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
    И вот вошла. Откинув покрывало.
    Внимательно взглянула на меня.
    Ей говорю: “Ты ль Данту диктовала
    Страницы Ада?” Отвечает: “Я”.

    У Музы Ахматовой нет соперниц, это то Божество, перед которым все отступают, давая ей дорогу. Анна Андреевна не только благоговеет перед своей вдохновительницей и покровительницей, но “смеет” с ней беседовать. В этом я вижу возвышенность самой Ахматовой, у которой почти не было периода ученичества в творчестве. Она ярко, широко и смело шагнула в русскую поэзию, не оробев перед великими предшественниками и современниками по “цеху поэтов”.

    Я улыбаться перестала.
    Морозный ветер губы студит,
    Одной надеждой меньше стало.
    Одною песней больше будет.
    И эту песню я невольно
    Отдам на смех и поруганье.
    Затем, что нестерпимо больно
    Душе любовное молчанье.

    О чем бы ни писала Анна Андреевна, во всем онаоригинальна и уникальна. Нет в ее стихах традиционных для женской поэзии слезливости и приниженности перед высшим существом — мужчиной, скорее наблюдается обратное явление. Рядом с прекрасной и порой трагической героиней не оказывается достойного героя, сумевшего оценить ее высокую и трепетную душу. Много слез и драматизма в лирике Ахматовой, но всегда это высокие и чистые переживания и чувства, нет в них повседневной суеты и обыденности. Она небожительница, временно спустившаяся на землю, чтобы осветить ее своей добротой, любовью и лаской. Именно поэтому очень часто в свои (подруги и собеседницы Анна Андреевна “приглашает” Музу. . .

    . . . Веселой Музы нрав не узнаю:
    Она глядит и слова не проронит,
    А голову в веночке темном клонит,
    Изнеможенная, на грудь мою.
    И только совесть с каждым днем страшней
    Беснуется: великой хочет дани,
    Закрыв лицо, я отвечала ей. . .
    Но больше нет ни слез, ни оправданий.

    Вот такое отношение к жизни и творчеству, когда все вычерпано до капельки, отдано людям, характерно для Ахматовой. Она живет лишь высокими помыслами и переживаниями. Кажется, еще мгновение и порвется что-то, удерживающее ее героиню от смерти. Эти запредельные чувства и переживания характерны и для самой Ахматовой. А иначе и жить не стоит, если все вполсилы, вполвздоха. И у читателей захватывает дух от такой поэзии, кружится голова, а так, наверное, и должно быть, иначе зачем человеку даны эмоции.

    О, знала ль я, когда в одежде белой
    Входила Муза в тесный мой приют,
    Что к лире, навсегда окаменелой,
    Мои живые руки припадут.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 2671
Найти или скачать Муза в лирике Ахматовой
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»