Сочинение Нравственные устои и поэзия декаданса С.Я.Надсон

    Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней. . .
    С. Надсон

    Знаменитый своими революционно-демократическими произведениями писатель Н. Г. Чернышевский сказал о сти¬хах Семена Надсона: «Нытье, не спорю, искренне, но оно вас не поднимет». Но то, что Чернышевский считал недостатком в поэзии, современники оценивали весьма высоко. В унынии и безрадостности, которыми веяло от стихов Надсона, они видели и чувствовали нечто глубокое и родственное их душам. Полное совпадение чувств поэта и читателей сделало имя Надсона популярным.
    «Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней. . . » — этими словами поэт словно ответил на претензии к его поэ¬зии Чернышевского.
    Надсон действительно был сыном своей эпохи. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века произошел рез¬кий спад гражданских настроений в русской поэзии.
    Так чем же заинтересовали молодежь того времени поэты, как их называли, «упаднических настроений»? Попробую ответить на этот вопрос на примере Надсона, его лич¬ности и поэзии.
    Все нравственные устои поэзии декаданса сконцентриро¬ваны в стихотворении Надсона «На заре». Его можно назвать программным. Стихи начинаются романтическим, слегка тревожным изображением природы:
    Нежными цветами убраны богато,
    Тучки утопают в ясной тишине. . .
    Лирический герой восхищается гармонией природы, но одновременно в нем зреют тяжкие мысли о том, что человек, подобно природе, не может быть счастлив в этом мире:
    Только ты не знаешь неги и покоя,
    Грудь моя больная, полная тоской.
    После революционно-демократических взлетов духа, ко¬торыми был отмечен девятнадцатый век, собственно никаких глобальных изменений в нравственном отношении в общест¬ве не произошло. Поэт это видел и переживал. Общество вновь ввергалось в прозябание духа. В голову лезли печаль¬ные мысли о целесообразности вообще всяких социальных потрясений. Лучше — замкнутый мир наслаждений и при¬митивных страстей.
    Но душа, в которой нравственность велика, все равно нос¬тальгически тоскует о высших устремлениях.
    Что ж тебя волнует? Грустное ль былое
     Иль надежд разбитых безотрадный рой?
    Заползали ль змеею злобные сомненья,
     Отравили веру в счастье и людей.
    Страсти ли мятежной грезы и волненья
    Вспыхнули нежданно в глубине твоей?
    Здесь поэт как раз добивается совпадения нравственных переживаний с читателями. Как я уже отмечал — это пере¬довая молодежь того времени. Передовая не в смысле рево¬люционная, а в смысле образованности, тонкости натуры, стремления к искренности в чувствах. Поэт дает им надеж¬ду:
    Полно, успокойся, сбрось печали бремя:
    Не пройдет бесплодно тяжкая борьба,
    И зарею ясной запылает время,
    Время светлой мысли, правды и труда. Эти нравственные устои поэзии Надсона стали живой и действенной силой, поддерживающей в условиях обществен¬ного уныния искры гражданских чувств. В этом, на мой взгляд, и состоит главная нравственная ценность стихов ры¬царей поэзии эпохи безвременья. .

К-во Просмотров: 1165
Найти или скачать Нравственные устои и поэзия декаданса С.Я.Надсон