Особенности любовной лирики А.А. Ахматовой

    Талант А. Ахматовой ярко проявился в её любовной лирике. Впоследствии критики отмечали, что любовные драмы, развёртывающиеся в её стихах, происходят будто в молчании. Ничто в них не разъясняется, не комментируется, слов очень мало, но каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку. Предполагается, что читатель или должен догадаться или обратиться к своему личному опыту, и тогда стихотворение окажется очень широко по своему замыслу. Его тайная драма, скрытый сюжет относятся ко многим людям.

    Лирика А. Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») – почти исключительно любовная лирика. Её новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой вечной теме. Эти стихи сразу же привлекли к себе внимание современников. Так, Б. Эйхенбаум высказал мысль о «романности» любовной лирики А. Ахматовой. В лирическом романе-миниатюре поэтесса достигла большого мастерства:

    Как велит простая учтивость,

    Подошёл ко мне, улыбнулся…

    Все мои бессонные ночи

    Я вложила в тихое слово

    И сказала его напрасно.

    Отошёл ты. И стало снова

    На душе и пусто, и ясно.

    «Смятение»

    В этом стихотворении трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте, взгляде, слове. Нередко миниатюры А. Ахматовой были в её излюбленной манере принципиально незавершёнными. Они походили, скорее, не на роман, а на вырванную из него страничку, не имеющую ни начала, ни конца и заставляющую читателя самого додумывать, что же происходило между героями прежде. В. Гиппиус называл подобные стихотворения «гейзерами». В этих стихах-фрагментах чувство словно мгновенно вырывается наружу из плена молчания, безнадёжности, отчаяния. Стихотворение «Хочешь знать, как всё это было?. . » (1910) – одно из наиболее характерных в этом плане:

    Хочешь знать, как всё это было? –

    Три в столовой пробило,

    И прощаясь, держась за перила,

    Она словно с трудом говорила:

    «Это всё… Ах, нет, я забыла,

    Я люблю вас, я вас любила

    Ещё тогда!»

    «Да».

    Фрагмент давал поэтессе возможность насытить стихотворение острым психологизмом. Иногда такие дневниковые записи были более распространёнными, включали в себя не двух, а трёх, четырёх действующих лиц, черты интерьера, пейзажа.

    Многие говорили о загадке А. Ахматовой. Вызывало недоумение странное многоголосие её любовной лирики. В любовный роман Ахматовой входила эпоха. Поэтесса внесла свою интерпретацию в изображение этого чувства, высокую идею равенства мужчины и женщины в отношениях. Многие ошибочно видели в стихах А. Ахматовой лишь внешнюю сторону – угнетённость, разочарование любовью. Это связано с трагической судьбой её мужа Н. Гумилёва, пострадавшего во время репрессий. Мне кажется, что исключительной чертой А. Ахматовой была не слабость и безвольность, а сила духа. Любовная лирика поэтессы переживала эволюцию. Ахматовой казалось, что она писала лишь о горестях, блужданиях, бурях в своей жизни. Но на самом деле она описывала народные страдания. Ощущение непрочности бытия пронизывает лирику поэтессы в те годы. Мотив замкнутости, отъединённости является ведущим в то время:

    Ты пришёл меня утешить, милый,

    Самый нежный, самый кроткий…

    От подушки приподняться нету силы,

    А на окнах частые решетки.

    «Ты пришёл меня утешить, милый…»

    Она сравнивает себя с кукушкой в часах:

    Знаешь, долю такую

    Лишь врагу

    Пожелать я могу.

    «Я живу как кукушка в часах…»

    В лирике А. Ахматовой всё сильнее звучат мотивы мгновенности, бренности человеческой жизни, ее греховности. Лирическая героиня ищет спасение от этих процессов в религии. Но молитва неожиданно сплетается с чувством любви и томления:

    Протертый коврик под иконой,

    В прохладной комнате темно.

    И густо плющ темно-зеленый

    Завил широкое окно.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 3386
Найти или скачать Особенности любовной лирики А.А. Ахматовой
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»