Сочинение В. Я. Брюсов — представитель и вождь русского символизма

В искусстве важен искус строгий.
Прерви души мертвящий плен
И выйди пламенной дорогой
К потоку вечных перемен.
В. Я. Брюсов

В. Я. Брюсов по праву занимает одно из ведущих мест в истории символизма России. Именно он стал вдохновителем первого коллективного выступления «новых» поэтов. Брюсов — теоретик символизма. Родился поэт в зажиточной купеческой семье. С детства он тяготел к чтению. На творческий путь поэта оказало огромное влияние знакомство с поэзией французских символистов. В своем дневнике молодой поэт писал: «Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!» И он целиком отдался воплощению своей мечты в жизнь. Поэт вспоминал: «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией П. Верлена и С. Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати». В 1893 году Брюсов написал письмо Верлену, в котором сказал о своем предназначении распространять символизм в России.

В 1890-х годах Брюсов написал ряд статей о французских поэтах, создал драму «Декаденты (Конец столетия)», в которой рассказал о жизни П. Верлена и его взаимоотношениях с М. Моте и А. Рембо. В тот же период он издал три сборника «Русские символисты».

В 1895 году вышел первый сборник стихов Брюсова «Chefs d`oeuvre» («Шедевры»), В этой книге особенно ярко проявились черты, характерные для раннего творчества поэта: тема борьбы с отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от «будничной действительности» к новому миру. Уже в первом сборнике поэта можно увидеть принцип «искусства для искусства». Поэт — «одинокий мечтатель», равнодушный к людям. Порой желание его оторваться от мира доходит до темы самоубийства. При всем том поэт ищет новые формы стиха, создает необычные образы. Например, в следующем стихотворении очень сильно ощущается влияние Верлена, как, впрочем, и во всех стихах сборника:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине. . .

Следующий поэтический сборник Брюсова вышел в 1897 году. Он получил название «Me eum esse» («Это я»), Брюсов здесь все еще холодный мечтатель, отстраненный от ничтожного, грязного мира. Период первых своих сборников сам поэт впоследствии называл декадентским. Книга открывается программным стихотворением «Юному поэту». Позднее Брюсов стал одним из руководителей издательства «Скорпион», которое объединило сторонников нового искусства. В «Скорпионе» в 1900 году был издан следующий поэтический сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»). Он открыл новый урбанистический этап творчества поэта. Сборник был Посвящен К. Д. Бальмонту. Заметное место в нем занимают мифологические темы. Помимо них, Брюсов воспевал темп жизни большого города, социальные противоречия, городской пейзаж.

Брюсов по праву считается мэтром символизма России. Он был основным действующим лицом в журнале «Весы», печатном органе русского символизма. Брюсов был и автором, и редактором «Весов». В журнале печатались и стихи А. Белого, К.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 2733
Найти или скачать В. Я. Брюсов — представитель и вождь русского символизма