Сочинение Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева).
И.С. Тургеневу удалось создать яркий, запоминающийся тип русской девушки. Одни исследователи утверждают, что писатель взял их примеры из жизни, другие доказывают, что тургеневские девушки существовали только в воображении автора как некий идеал, которому стали следовать в жизни. Как бы то ни было, тургеневские девушки в нашем восприятии – это поразительно-глубокие, тонкие, смелые, беззаветно любящие, бескомпромиссные и мудрые героини. К сожалению, они часто превосходят своих избранников в духовном плане по силе воли и целеустремлённости. Они влюбляются в недостойных людей, но, даже разочаровавшись, не теряют свой внутренний стержень. В ряду тургеневских девушек стоит Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо», Наталья Ласунская из романа «Рудин» и др. Конечно, в этой галерее замечательных образов особое место принадлежит Асе из одноимённой повести Тургенева.
Да, все эти героини обладают разными характерами, но сущность у них одна, впрочем, их объединяет и трагическая судьба. Многие личностные качества позволяют провести параллели между Асей, Лизой Калитиной и Натальей Ласунской. Их сходство в произведениях заметили ещё современники И.С. Тургенева и не раз писали об этом в своих статьях. Так, в 1861 году Д.И. Писарев отмечал: «Наталья в «Рудине» похожа на Асю, или, вернее, в основу их личностей положена автором одна идея, разработанная различно в обоих романах».
Подобно Лизе Калитиной и Наталье Ласунской, Ася – богато одарённая натура. Она не была испорчена светским воспитанием, приучающим лицемерить. Наоборот, с детства Ася развивала в себе самостоятельность и независимость, боролась со своим мучительным двойственным положением дочери барина и крепостной крестьянки и победила в этой борьбе. Её не испортила забота отца и пребывание в светском пансионе.
У Аси всегда была своя позиция, собственное мнение. Она привыкла жить, следуя своему сердцу. Поэтому смогла сохранить в себе чистоту чувств, душевность, искренность, естественность и простоту. Самыми отвратительными пороками она считала трусость и лесть. Это характеризует Асю как честного и прямого человека. Во всех её поступках мы чувствуем пленительную непосредственность, эмоциональность. В них нет наигранности и фальши. Свои эмоции Ася выражает напрямую, без лукавства, она не может носить обманчивую маску. При этом Ася осознаёт, что это видно окружающим и может сыграть с ней злую шутку.
Все переживания и стремления героини отражаются на её лице, поведении. Господин Н видит её то смиренной и скромной, то свободной, дерзкой и самолюбивой. Причина столь быстрой перемены настроения прозрачна, лежит на поверхности. Она кроется в первом глубоком чувстве девушки к главному герою.
С детства Ася жила особой внутренней жизнью, которая подчас была непонятна её сводному брату Гагину. Ася сформировала свой глубокий внутренний мир, куда впускала далеко не каждого. Она много читала, размышляла о жизни, но мало кому могла высказать все то, что её часто терзало и мучило. Полюбив в первый раз, Ася оказалась в растерянности. Она не знала, что говорить, как себя вести, боялась показаться глупой и смешной. В этом причина её странных поступков и внезапных порывов. Вместе с тем, она возлагала самые радужные надежды на будущее счастье с главным героем. Он представлялся ей воплощением лучших человеческих качеств. Кажется, что её мечта вот-вот сбудется. Но главный герой оказался не тем, за кого он себя выдавал. Его страх и малодушие, его боязнь ответственности, будущего с Асей, постоянное бегство от себя рушат надежды девушки.
Подобно Наталье Ласунской и Лизе Калитиной, Ася почувствовала, что у неё выросли крылья, а вот лететь ей некуда. Так перед нами возникает трагическое противоречие жизни многих лучших героинь И.С. Тургенева. Порой они доверяют свою судьбу слабым, праздным и безвольным людям. Они готовы раскрыть своё сердце, разделить с любимыми счастье и горе, идти за ними на край света, посвятить им свою жизнь, но эти жертвы напрасны, они не нужны их избранникам. В ответ они получают холодные отповеди этих «лишних людей», которые сами отказываются от своего счастья.
Ася видится свободной, сильной духом, волевой. Она способна и к трудным свершениям, готова идти на «трудный подвиг». Позднее, в романе «Дворянское гнездо» Лиза Калитина исполнит слова Аси, посвятит свою жизнь Богу во имя искупления чужих грехов. Ася не бежит от трудностей, не прячется от них, в отличие от главного героя. Она активна и решительна. Рассказывая историю жизни Аси, Гагин отмечает: «Полная независимость во всём! Да разве это легко вынести? Она хотела быть не хуже других барышень; она бросилась за книги. Что тут могло выйти путного? Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но ум и сердце в ней не испортилось».
Подобно другой тургеневской героине, Ася мечтала о герое. Наталья Ласунская надеялась найти его в Рудине. Но Рудин поступил также, как господин Н. В отличие от него, Асе чужда праздность и пошлость жизни. Она стремится к высокому, хочет не зря прожить свою жизнь, совершить что-то полезное, важное. Она задаёт себе серьёзный вопрос: жизнь так быстро проходит, а что мы сделали?
Ася представляет собой деятельную, активную натуру: «Всё существо её стремилось к правде». Она покоряет своей чистой, искренней душой. Именно в Асе господин Н видит характерный тип русской девушки. Она оживляет у него воспоминания о родине. Чем-то Ася напоминает даже пушкинскую Татьяну: «Ася казалась мне совершенно русской девушкой. Для довершения сходства она принялась напевать вполголоса «Матушку голубушку»». В душе Аси идёт постоянная внутренняя работа. Поэтому Гагин предупреждает господина Н, что с ней нельзя шутить. «Ася,- пишет Д.И. Писарев,- такая личность, в которой есть все задатки счастливой полной жизни; развившись помимо условий нашей жизни, она не заразилась её нелепостями».
Ася глубоко и тонко чувствует. Любовь для нее не игра, не пустой флирт. Её первая любовь наивна и прекрасна. Любовь для неё означает посвящение себя другому человеку, стремление к свободе и счастью. Но в жизни часто оказывается так, что чем больше человек любит, тем больше он страдает.
Образ Аси очень поэтичен. Он усиливает лиризм, пронизывающий всю повесть. Героиня открыта для природы, жизни, радости, красоты. Но мечты Аси остаются несбыточными. Они разрушаются в столкновении с эгоизмом и безволием слабого, пустого человека и «обычным порядком окружающего мира». Как только она поняла сущность главного героя, то исчезла из его жизни без объяснений и бесполезных прощаний.
Ася находит в сердцах читателей поддержку и сочувствие. Все симпатии обращены к ней. Несмотря на разочарование в первой любви, читатель уверен в том, что Ася преодолеет боль, сохранит свой внутренний стержень. В этом качестве заключается сила и достоинство её характера, который покорил в своё время Некрасова. Сразу после прочтения повести он написал: « …она прелесть как хороша. От неё веет душевной молодостью, она вся – чистое золото поэзии». Именно поэтому образ Аси наряду с другими тургеневскими девушками навсегда останется близким сердцу читателя.