Cочинение «Модест Петрович Мусоргский»
Среди композиторов “Могучей кучки” Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке демократических идей 60-х годов XIX века. Именно Мусоргский как никто другой сумел многосторонне, с большой обличительной силой раскрыть в музыке суровую правду жизни русского народа, воссоздать, как сказал В. В. Стасов, “весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности”. Что бы ни писал Мусоргский: оперы, песни, хоры, — всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости. Следуя во многом заветам Даргомыжского, называя его “великим учителем музыкальной правды”, Мусоргский сумел пойти дальше него, обратившись к невиданным еще глубинам народной жизни. Всю свою жизнь он искал новые пути в искусстве, никогда не довольствовался найденным и всегда “бросал хорошее в поисках еще лучшего”.
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево-Торопецкого уезда Псковской губернии в семье помещика. Бабушка будущего композитора была крепостной крестьянкой. Отец Модеста Петровича служил чиновником, мать была дочерью небогатого помещика. Музыкально образованная и одаренная пианистка, она была первой учительницей музыки своего сына.
Воспитательницей Модеста была также няня, преданная и любящая женщина. Подобно няне Пушкина, она знала множество песен и сказок. Именно ее сказки, вспоминал Мусоргский, послужили главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда он не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на инструменте. Воспоминания детских лет отражены Мусоргским в одной из его ранних фортепианных пьес и в некоторых номерах вокального цикла “Детская”. Незабываемо яркими были впечатления от русских народных песен и причитаний, слышанных в родном селе, от богатой и суровой природы родного края.
Музыкой Мусоргский начал заниматься е пяти лет и делал быстрые успехи. Так, девяти лет он сыграл перед гостями трудный концерт Фильда. Его музыкальную одаренность заметили, но о профессии музыканта не могло быть и речи: в помещичьем кругу это занятие считалось недостойным дворянина. По желанию родных Модест должен был стать офицером, как в свое время и другие юноши их семьи.
В 1849 году Мусоргского со старшим братом отвезли в Петербург и отдали в немецкую Петропавловскую школу. Одновременно шли занятия музыкой у известного в то время педагога А. Герке. Затем Мусоргский поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой был зачислен в Преображенский полк. Первые годы самостоятельной жизни Мусоргского ничем не отличались от жизни его приятелей по военной службе. Он вел светский и довольно легкомысленный образ жизни: развлекался, танцевал на балах, охотно играл танцы и пел отрывки из модных итальянских опер.
Вскоре важные события послужили поворотом в жизни Мусоргского. В 1857 году он знакомится сперва с Даргомыжским, а затем с молодым Балакиревым. Тогда же начались их музыкальные занятия и тесная дружба. Но офицерская служба отнимала слишком много времени, отвлекала от серьезной творческой работы. Вот почему через год Мусоргский выходит в отставку и всецело посвящает себя музыке. Однако, чтобы зарабатывать на жизнь, ему пришлось все же служить в качестве мелкого чиновника.
Много радости юноша находит в творческом общении с композиторами “Могучей кучки” — Балакиревым, Кюи, Бородиным, РимскимКорсаковым, а также с критиком В. В. Стасовым. Друзья собирались, играли свои произведения, обсуждали их. Душою общества и непререкаемым музыкальным авторитетом был в те годы Балакирев.
В 1863 году Мусоргский сблизился с передовой студенческой молодежью и некоторое время жил в “коммуне” с пятью другими товарищами. Они много вместе читали, обсуждали литературные новинки, спорили о назначении искусства и событиях общественной жизни. Такие коммуны, возникшие под влиянием романа Чернышевского “Что делать?”, были распространены в 60е годы среди передовой, демократически настроенной молодежи и студентов.
В начале 60х годов Мусоргский работает над своей первой оперой “Саламбо” по роману Флобера. В грандиозных народных сценах этого произведения уже проявляется индивидуальность композитора (опера осталась неоконченной). В 1867 году создается симфоническая картина “Иванова ночь на Лысой горе” в ее первой редакции. Тогда же появляются замечательные песни на слова Некрасова — “Калистрат”, “Колыбельная Еремушке”. В 1868 году Мусоргский начинает оперу “Женитьба” на текст комедии Гоголя. И хотя было написано лишь первое действие, но работа оказалась важной для композитора. Подобно Даргомыжскому, он ищет новые средства музыкальной выразительности, пытается сблизить музыкальную речь с живыми интонациями человеческого голоса, разговорной речи.
Вся сила таланта Мусоргского раскрылась в опере “Борис Годунов” по трагедии Пушкина. Опера была начата в 1868 году.
Сюжет “Бориса” захватил Мусоргского. Он жил в непрерывном творческом горении. Сочинение шло очень быстро, и в 1869 году партитура оперы в ее первой редакции уже была закончена. Даргомыжский, успевший незадолго до своей кончины услышать некоторые сцены “Бориса”, восторженно приветствовал их. Товарищи по балакиревскому кружку тоже приняли оперу горячо. Однако опера не была принята к постановке. Театральный комитет был возмущен неслыханно смелым замыслом Мусоргского.
Отказ произвел тяжелое впечатление на композитора. Друзья уговорили его переработать оперу. Во второй редакции были введены две польские сцены с ролью Марины Мнишек и, кроме того, сочинена кульминационная сцена народного восстания, так называемая “сцена под Кромами”. Друзья Мусоргского, особенно Стасов и РимскийКорсаков, встретили вторую редакцию “Бориса” восторженно. Вторая редакция была закончена в 1872 году. Но лишь после долгой и упорной борьбы за постановку 8 февраля 1874 года состоялась наконец премьера оперы “Борис Годунов”. Успех был огромным.
Волнения и переживания, связанные с постановкой “Бориса Годунова”, тяжело отразились на здоровье Модеста Петровича, и лишь в искреннем участии и поддержке друзей черпал он силы для борьбы за свои высокие идеалы, за правду в искусстве. Немалое значение имела его дружба с РимскимКорсаковым, которая особенно окрепла в эти трудные годы. В 1871 году они даже поселились вместе, работали в одной комнате, за одним инструментом. Огромную роль в жизни Мусоргского сыграло постоянное общение со Стасовым. Композитор часто посещал его, гостил на даче его брата Дмитрия Васильевича Стасова, много времени проводил с детьми этой дружной семьи. Встречи с ребятишками, наблюдение над их жизнью вдохновили Мусоргского на создание вокального цикла “Детская”. В этом песенном цикле он с большой чуткостью отразил своеобразный мир детской души.
В 70е годы Мусоргский вновь обратился к русской истории. Его привлекли события конца XVII века — стрелецкие бунты и движение раскольников. Это было время острой борьбы старой боярской Руси против преобразований вступившего на престол молодого Петра I. По совету Стасова Мусоргский в 1872 году принялся за работу над оперой “Хованщина”. В народном двжении композитор видел проявление силы и мощи русского народа.
Опера “Хованщина” была посвящена В. В. Стасову, который немало помогал Мусоргскому в работе и советами, и участием, и разыскиванием нужных исторических документов. Работа над “Хованщиной” заняла почти все последнее десятилетие жизни композитора.Одновременно, в 1874 году, Мусоргский принялся за сочинение комической оперы по повести Гоголя “Сорочинская ярмарка”. Ее жизнерадостная музыка полна народного юмора, светлой лирики. В ней широко использованы украинские народные песни.
В 1874 году Мусоргский написал еще одно неповторимо своеобразное произведение — цикл фортепианных пьес “Картинки с выставки” — под впечатлением выставки рисунков талантливого художника и архитектора В. Гартмана.
Середина и конец 70х годов были тяжелым периодом в жизни Мусоргского. Несмотря на успех у публики, опера “Борис Годунов” давалась редко, изуродованная сокращениями (купюрами). С самого начала цензура не пропустила сцены в Чудовом монастыре, позднее была запрещена и бунтарская сцена под Кромами. Общественный подъем 60х годов, воодушевлявший русских художников, сменяется к концу 70х годов жестокой реакцией. Всем существом чуткий и впечатлительный Мусоргский ощущал тяжесть реакционного гнета. В эти годы он часто страдает и от одиночества.
Обстоятельства сложились так, что творческие собрания “Могучей кучки” в те годы прекратились. Длительная тяжелая болезнь на много лет оторвала Балакирева от друзей, от музыки. Бородин увлекся общественнопросветительной деятельностью, забросив даже работу над оперой “Князь Игорь”, а РимскийКорсаков — к тому времени профессор Петербургской консерватории — все свое время отдавал изучению технической стороны композиции. Мусоргскому, увлеченному грандиозным замыслом “Хованщины”, все это казалось изменой большому делу “Новой русской школы”: “.,Могучая кучка” выродилась в бездушных изменников”, — с горечью жаловался он в письме к Стасову.
Тяжелые переживания этого времени нашли отражение в трагических циклах романсов “Без солнца” и “Песни и пляски смерти” (оба цикла на слова А. ГоленищеваКутузова). Гениальное прозведение Мусоргского — песняпляска ‘Трепак” из второго цикла — посвящена горькой судьбе беднякакрестьянина, замерзающего ночью в метель.
В последние годы жизни Мусоргский чувствует себя особенно одиноким. С потерей службы пришла настоящая нужда. Здоровье композитора расшаталось. Единственным светлым лучом была поездка на юг. Летом 1879 года известная русская певица Д. Леонова пригласила Мусоргского совершить с ней концертную поездку по югу России в качестве аккомпаниатора. В этих концертах Мусоргский выступал и со своими произведениями, по большей части отрывками из опер. Поездка принесла много свежих впечатлений, и по возвращении он был полон новых творческих планов. Однако с началом 1881 года его здоровье резко ухудшилось. 14 февраля тяжело больного композитора поместили в военный госпиталь, где 16 марта он скончался.
Незаконченную “Хованщину” завершил РимскийКорсаков. Поставленная в Москве на частной оперной сцене Мамонтова, “Хованщина” имела огромный успех благодаря гениальному исполнению партии Досифея молодым русским певцом Ф. И. Шаляпиным. В те же годы Шаляпин становится непревзойденным исполнителем и роли Бориса Годунова.
Позднее, в 1917 году, Кюи закончил и отредактировал оперу “Сорочинская ярмарка’. Более вдумчиво подошел к этой задаче уже в наше время композитор В. Шебалин. В его талантливой редакции и оркестровке теперь и ставится эта опера.