Cочинение «“Серебряный век” русской литературы как явление»
План: 1.Проблема изучения русской литературы Серебряного века 2. Понятие Серебряного века. 3. Литературное сознание рубежа веков. Основные жанры и литературные направления данного периода. Литература: 1. История русской литературы. Серебряный век. – М., 1987.- 703 с. 2. Быков Л.П., Подчиненов А.В., Снигирева Т.А. Русская литература ХХ века: Проблемы и мена. – Екатеринбург, 1994. 3. Серебряный век. Мемуары. (Сборник) – М., 1990. 1.Долгие годы русская культура нач 20 в. была в нашей стране не просто запечатана и закрыта для изучения, но и подвергалась тщательному извращению и искажению. Изучали ее подпольно. Но обычный читатель о ней даже не догадывался. В угоду многочисленным политическим, идеологическим, историко-культурным мифам урезались или расстягивались факты. преуменьшалось или преувеличивалось значение той или иной фигуры. Сложнейшие философские и идеологические представления сводились либо сводились к примитиву, либо лихо опровергались с пом. набора догматических политических определений. В итоге широчайший расцвет культуры выглядел узенькой пересыхающей речонкой в нерушимых берегах соцреализма. И вдруг на голову читателей обрушивается поток новых имен, фактов, свидетельств, рассуждений: Н.Гумилев, Даниил Андреев, Вл.Ходасевич, Г.Иванов, В.Набоков, Е.Замятин, «Окаянные дни»И.Бунина, «Четвертая проза» О.Мандельштама, «Несвоевременные мысли» М.Горького, мемуары Н.Я.Мандельштама, записки Лидии Чуковской об Ахматовой, М.Волошинов 20-х годов, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, М.Кузмин, Д.Хармс и мн. др. 2). Серебряный век…Мы уже успели свыкнуться с этим определением периода русской культуры конца 19 – нач. 20 века. Историк Лев Николаевич Гумилев считал, что именно он конкретизировал это понятие в его нынешнем значении, когда в 1945 году в разговоре со своей матерью А.А.Ахматовой повел речь о «серебряном веке» русской культуры, что и откликнулось через несколько лет в ахматовской «Поэме без героя» известными строчками: И серебряный месяц ярко На серебряным веком плыл. Справедливости ради можно сказать, что много раньше это определение мелькнуло в рукописях самобытного рус. философа В.В.Розанова (см. : «Мимолетное»//«Диалог», 1991,№3, с.18). Находим такое же определение этого периода у Н.Бердяева. С этим понятием связывается представление об особом феномене в истории русской культуры, хронологически очень компактном (полтора-два десятилетия на рубеже двух веков), но отмеченном чрезвычайной насыщенностью художественных и – шире – духовных поисков. Однако некоторые исследователи считают, что это понятие обозначает не единственно календарные границы определенного явления и что далеко не все литературные реалии нач. 20 столетия соответствуют этому имени (например, поэзия Бедного, проза Серафимовича или В.Вересаева). Это понятие обозначает не только феномен литературный. Серебряный век явил себя в : • живописи и графике (Казимир Малевич, А.Бенуа, Л.Л.Бакст, К.Сомов, М.Добужинский, М.Врубель, В.Борисов-Мусатов); • театральных новациях (М.Фокин, (К.Станиславский)*, В.Мейерхольд, Н.Евреинов); • музыке ( Римский-Корсаков, Глазунов (из старшего поколения)С.Рахманинов, А.Скрябин, И.Стравинский); • философии (Вл. Соловьев, В.Розанов, Павел Флоренский, Д.Мережковский, Н.Бердяев) Характеризуя позднее атмосферу культурного ренессанса начала 20 века, Н.Бердяев писал в книге «Самопознание»: Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни. Но все происходило в довольно замкнутом круге….» В эту эпоху, которая находится , как подметил Ю.Лотман, прямо посередине между Пушкиным и нами, связь времен ощущалась особенно остро, поскольку она распадалась. Трещина проходит сквозь сердце художника. В России отчетливее, чем в остальной Европе, рождались тенденции и зрели силы, которым было предрешено совершить рев. трансформацию всей мировой действительности. Именно в России 20 в. три революции всколыхнут мир и потрясут до основания страну. Почвой для происходящей схватки служила самодержавная власть, неспособная на новую политику реформ, и крестьянская масса и только-только обретающее черты гражданской зрелости общество, которое будет сметено революцией 1917. 3) В этот период, в отличие от предыдущего, на первый план выходит поэзия. Именно она стала выразителем трагических кризисных в российской, да и европейской истории лет . В чем заключалась кризисность? Единивший людей духовный смысл, который традиционно предлагало христианство, казался уже не адекватным начавшемуся периоду великих преобразований и масштабных социальных сдвигов. Утрата веры в Бога (по восклицанию Ницше, подхваченному в разных странах, «Бог умер!») побудила человека искать сущностную опору в себе самом. Этот поиск чрезвычайно питательный для искусства и, в особенности для искусства поэзии (почему?), стал щедр и на великие надежды, и на безмерное отчаяние. Н.Старосельская о той поре: «отчаяние , полное надежд» (Современная драматургия». 1992, №1, с.197. В литературном сознании рубежа веков вызревает и предельно концентрированно выражается в стихах понимание того, что космос человеческого «я» куда более притягателен и неисчерпаем, чем любые метаморфозы внешней по отношению к нему действительности. Кроме того, эта была реакция на угадываемую тенденцию нового времени – приближение глобальных катаклизмов и неизбежного в годы мировых войн и революций тотального обезличивания жизни. Отсюда установка художников на себя, культ личности. Серебряный век с уважением относится к «далекой» классике (идеал – «золотой век». пушкинская школа «гармоничной точности»)и отталкивается от ближайшего наследия. Искусство Сер.века, в отличие от периода второй половины 19 в. , уклонялось от задач социального реформаторства общественной жизни и морального совершенствования. При этом заметно снижается интерес к реалистическому методу воссоздания черт бытия (представители : Чехов, Бунин, Короленко, Мамин -Сибиряк, Куприн, Вересаев, Гарин-Михайловский, и др., для которых был характерен общедемократический тип мышления) Искусство намеренно уходит в сторону преображения реальности энергией творческих мечтаний, грез, фантазий, воспоминаний о недостижимом или навсегда утраченном. Это реакция на «всей жизни строй – некрасивый, неправильный» (Брюсов). При этом имеется ввиду мироустройство в целом, с которым не конфликтуют, но которое игнорируют новые художники. Ср. у Некрасова :»Поэтом можешь ты не быть» Пристальное внимание к поэтике. Образуются школы и группы. Сначала творческим спором с реализмом и натурализмом (Боборыкин, Потапенко, отчасти Эртель) заявил о себе символизм (поэзия раннего Брюсова, Гиппиус, Ф.Сологуба, К.Бальмонта). Одной из стилевых форм выражения худ. сознания большинства символистов стал символизм. В эпоху революции 1905-07 гг. решительное размежевание течений и направлений. Кризис символизма. Младосимволисты (Блок, Белый, Вяч.Иванов и др.), для которых характерны: интерес к нац.истории, культуре, актуальным проблемам современности, сдвиг от субъективно-идеалистического миропонимания к объективно-идеалистическому. Влияние философии и поэзии Вл.Соловьева (идея эсхатологии, идея о божественном единстве Вселенной, представленной в образе «вечной женственности»)Художественный метод определяется их резко выраженным дуализмом, противопоставлением рационального и интуитивного познания, реального мира и мира идей. 10-е гг. – в полемике с символистами на авансцену выходят акмеисты (Гумилев, Ахматова, Гордецкий, Кузмин и др.) и футуристы (Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, В.В.Хлебников, А.Е.Крученых, В.В.Каменский, Е.Г.Гуро, В.Маяковский). Значительное место заняли поэты крестьянского направления (Есенин, Клюев, Клычков, Орешин). Вне течений формировалось творчество Цветаевой, Ходасевича, М.Волошина. 10-е гг. явились новым этапом в творчестве Горького и писателей критического направления («Детство», «В людях», «В людях», «Сказки об Италии»). Соцреализм. Противостоят реализму проза Ремизова, Зайцева. Заметным явлением литературной жизни стали журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» (Саша Черный, Аверченко, Н.Тэффи и др.)