Cочинение «Современная литература Англии»
Автор многих романов, новелл и драм, Голсуорси всю жизнь стремился изображать «вещи как они есть», будить в людях ненависть к лжи, злу и тяготение к правде и справедливости. Знакомство с творчеством Тургенева и Толстого, а также с романом Т. Манна «Будденброки» укрепило его решение идти по выбранному им пути художника-реалиста.
Самое значительное произведение Голсуорси — «Сага о Форсайтах» — состоит из шести романов. Эти шесть романов разделены на две трилогии: заглавие первой то же — «Сага о Форсайтах», второй — «Современная комедия».
Действие «Саги» длится с 80-х годов прошлого столетия до 1926 г. Перед нами проходит жизнь трех поколений буржуазной семьи Форсайтов на протяжении почти полувека.
История Форсайтов под пером Голсуорси превращается в историю класса английской буржуазии. Форсайты чувствуют себя хозяевами страны, да они и занимают в ней командные должности. Они убеждены, что все в мире — человеческие отношения, семья, счастье — зиждется на богатстве. Наиболее явственно собственническая психология выражена в Сомсе Форсайте, главном герое романов.
Новые общественные веяния, которые несет с coбой время, приводят к появлению трещин в форсайтовском укладе, к распаду семьи — хранительницы традиций и накопленного имущества.
Первой распадается семья Сомса (роман «Собственник», 1906). По форсайтовским представлениям о нравственности, Соме и свою жену, красавицу Ирэн, тоже считает собственностью. Но Ирэн, женщина смелой и возвышенной души, взбунтовалась против унизительного положения жены — собственности мужа. Она пренебрегла богатством и нашла мужество защитить свое достоинство.
Личные драмы Форсайтов развиваются на фоне крупных общественных событий, которые подрывают могущество английской империи, лишают класс буржуазии былой уверенности. Тревога не покидает Сомса. Он чувствует, что из жизни исчезает какая-то основа, что «сдается в наем» (так и озаглавлен третий роман «Саги») не только дом ушедшей от него Ирэн, но и вся Англия, пережившая мировую войну, потрясенная экономическим и политическим кризисом, возрастающей активностью рабочих.
Состарившегося Сомса в «Современной комедии» Голсуорси противопоставляет молодому поколению Форсайтов. Пуста и бессодержательна жизнь дочери Сомса Флер, ее мужа Майкла Монта, их окружения. Им уже не к чему заботиться о приобретении богатства: это сделали за них отцы и деды. Только однажды, во время всеобщей забастовки рабочих в 1926 г., в них просыпается былая энергия Форсайтов: она понадобилась им, чтобы защитить от восставшего пролетариата господство своего класса.
За те четырнадцать лет, которые прошли с момента выхода «Собственника» до начала работы Голсуорси над вторым романом трилогии («В петле», 1920), сильно изменилось умонастроение и самого писателя. Он и раньше, хотя и обличал мир собственников, никогда не считал, что капитализм надо заменить другим строем. Не в силах порвать с буржуазной Англией, Голсуорси по-иному смотрит теперь на старых Форсайтов. Они представляются ему хранителями подлинных моральных ценностей, которые растеряло молодое поколение. Критическое отношение писателя к собственнику Сомсу смягчилось. Вот почему он мало-помалу лишил его отвратительных черт форсайтизма и вложил в уста Сомса горестные мысли о дряхлеющей Англии.
Бернард Шоу (1856-1950)
В отличие от Голсуорси его современники Шоу и Уэллс понимали, что буржуазия враждебна интересам народа и ее господству должен наступить конец. Их беспокоила мысль о будущем человечества.
Бернард Шоу, ирландец по национальности, родился в Дублине, в небогатой семье. Ему рано пришлось начать трудовую жизнь. Юношей он перебрался в Лондон, где сблизился с передовыми людьми эпохи и стал социалистом. Правда, его программа развития человеческого общества была идеалистична и нежизненна, но социализм в его глазах был целью, которой люди достигнут рано или поздно. Это убеждение окрепло в нем после Октябрьской революции. Он стал другом нашего народа, защищал первое социалистическое государство от клеветы реакционной прессы, пропагандировал успехи и достижения РОСИИИ.
Свою семьдесят пятую годовщину (1931) Шоу отметил в РОСИИИ и, вернувшись в Англию, написал доброжелательную книгу о нашей стране.
Первые же драмы Шоу произвели настоящую революцию в английском театре. Шоу хотел заставить зрителя думать над серьезными вопросами. В форме забавных шуток и чрезвычайно остроумных парадоксов он высказывал горькую и неприятную правду о темных сторонах действительности: цикл своих первых комедий («Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен», «Волокита») он так и назвал — «Пьесы неприятные» (1898).
Ситуации этих комедий, как и всех остальных пьес Шоу, на первый взгляд кажутся немыслимыми, парадоксальными. Но Шоу не изобретал их, а просто обнажал то, что его зоркий взгляд видел в действительной жизни.
Сарториус — один из главных персонажей комедии «Дома вдовца». Он очень богат, и у него репутация добропорядочного человека. Но это только фикция, потому что его богатство составлено из грошей, выжатых у бедняков, которые ютятся в принадлежащих ему домах-трущобах. Другой персонаж этой пьесы — молодой доктор Тренч — мнит себя честнейшим человеком. Но живет он на деньги, которые получает из того же мутного источника.
В пьесах Шоу постоянно идет дискуссия, ожесточенный спор героев, высказывающих различные точки зрения на общественные, моральные, философские проблемы. Поэтому диалог в комедии Шоу необыкновенно отточен, динамичен и невольно вызывает у зрителя (на это Шоу и рассчитывал) желание определить, кто же из героев прав. Большую роль в комедиях Шоу играет и монолог, обычно довольно пространный: его Шоу использует для характеристики героев или, скорее, для их саморазоблачения. Эндрью Андершафт, герой комедии «Майор Барбара» (1905), богатеет на войне, продавая оружие воюющим странам. Правительство, парламент, пресса — все подчинено Андершафту. Интересно, что герой Шоу, «разоблачая» себя, ничуть не кается. Его монологи звучат как обвинение обществу, допускающему, с одной стороны, процветание андершафтов, сарториусов и им подобных, с другой — нищенское существование рабочих.
Шоу подвергает уничтожающей критике не отдельных представителей капитализма, а весь капиталистический строй с его эксплуатацией тружеников, захватническими, грабительскими войнами, шовинизмом («Избранник судьбы», «Цезарь и Клеопатра»), ханжеством («Кандида»). Бедность он считает несчастьем и злом, она губит те огромные духовные силы, которые таятся в человеке из народа. Пример тому — судьба уличной девчонки Элизы Дулиттл. Достаточно было ей попасть из нищенского лондонского предместья в культурную среду, как она сразу проявила недюжинные способности к интеллектуальному развитию («Пигмалион», 1913).
После Октябрьской революции сатира Шоу стала еще острее. В его творчества появляется тема кризиса всей буржуазной цивилизации. Критик общественной несправедливости, гуманист, создатель острой проблемной драматургии, Шоу завоевал признание читателей и зрителей всего мира.
Герберт Уэллс (1866-1946)
Так же как и Шоу, Уэллс с ранних лет жил в нужде и должен был зарабатывать на жизнь, поэтому ему нелегко было закончить Лондонский университет. Его учителя, крупнейшие ученые, ввели юношу в мир естественных наук. А общественная жизнь, кипевшая вокруг будущего писателя, содействовала формированию его политических воззрений. Он возненавидел несправедливый капиталистический строй и стал убежденным социалистом. Но это не означало, что Уэллс стал революционером. Напротив, всю жизнь он создавал различные теории о том, как мирным путем привести человечество к социализму.
В своей книге «Россия во мгле» (1920) писатель доброжелательно отнесся к первому социалистическому государству и с уважением отозвался о Горькийе и большевистском правительстве.
Уэллс завоевал славу научно-фантастическими романами. Герои Уэллса — ученые, самозабвенно преданные науке, конструкторы, осуществляющие дерзновенные замыслы. Один создает машину, чтобы отправиться на ней в прошлое или же унестись в будущее («Машина времени», 1895); другой придумывает способ сделать невидимой живую материю («Человек-невидимка», 1897); третий изобретает вещество, помогающее преодолеть земное тяготение, и летит на Луну на воздушном шаре («Первые люди на Луне», 1901). У Уэллса был талант так убедительно и увлекательно рассказывать о невероятном, что читатели охотно принимали это невероятное за правду.
Противоречия социальной жизни Англии и неблагоустроенность нашей планеты глубоко волновали писателя. В «Машине времени» Уэллс раскрыл ту опасность, какая таится в разделении людей на классы в капиталистическом обществе. Его Путешественник по времени, попав в 802 701-й год, увидел уродливые последствия капитализма, развившего до чудовищных размеров свои отрицательные черты: потомки капиталистов — элои, обитающие на поверхности Земли, выродились в беспомощные ничтожества, а потомки рабочих превратились в морлоков — людоедов, загнанных жить и работать под землю.
Писателя интересовали не столько научные проблемы, сколько социальные последствия технического прогресса; он показывал, что в условиях капиталистической анархии научные открытия часто используются в разрушительных целях.
В его фантазии возник образ существ, обладающих жестоким умом и создающих технику, которая несет с собой только смерть. Эти существа — марсиане, напавшие на Землю («Война миров», 1898).
Уэллс сравнивает марсиан с теми, кто под маской цивилизаторов вторгается в чужие края, превращает все в развалины и пепел, истребляет и порабощает целые народы.
Только раз, в романе «Когда спящий проснется» (1899), Уэллс написал о восставшем народе, который сметает власть капитала. Но революция страшила писателя.В романах «Война в воздухе» (1908) и «Освобожденный мир» (1914) Уэллс пропагандировал идею всемирной республики, которая, как ему казалось, может быть создана по решению конгресса прогрессивных людей.
Общественная роль Уэллса возросла в 30-е годы, когда он смело поднял голос против фашистской идеологии.
В повести «Игрок в крокет» (1936) он зло высмеял благодушие тех англичан, которые не понимали опасности фашизма.
Уэллс стремился укреплять дружбу своего народа с народами РОСИИИ.
В тяжелые дни второй мировой войны Герберт Уэллс писал о героизме Советской Армии, веря, что ее победы приведут к разгрому и уничтожению фашизма.
Джеймс Олдридж (р. 1918)
Английская литература реализма, в которой не только обличается капитализм, но и показывается борьба народа за лучшее будущее, родилась в антифашистской борьбе 30-х годов. Некоторые из ее зачинателей — критик-марксист Фоке, публицисты Кодуэлл и Корндорф, который был и поэтом, — погибли в конце 30-х годов, сражаясь в Интернациональной бригаде за свободу испанского народа.
К создателям передовой литературы принадлежит Джеймс Олдридж, начавший писать во время второй мировой войны, в которой он участвовал как газетный корреспондент.
Творчество Джеймса Олдриджа широко известно в нашей страна. Его интересные романы «Дело чести» (1942) и «Морской орел» (1944) описывали героическую партизанскую войну греческого народа против фашистских оккупантов.
Романы Олдриджа «Герои пустынных горизонтов» (1954), «Не хочу, чтобы он умирал» (1957) знакомят с послевоенной политической борьбой в арабских странах и носят подчеркнуто антиколониальный характер.
Под непосредственным влиянием Э. Хемингуэя Джеймсом Олдриджем был написан роман «Охотник» (1950).
Через все творчество Олдриджа проходит тема Советского Союза. Он ясно видит сложный процесс острой идеологической борьбы между миром капитализма и социализма, отзывающийся в сознании людей (дилогия «Сын земли чужой», 1962; «Опасная игра», 1966, рус. пер. 1969). О разнообразии творческих интересов свидетельствуют книги «Каир», цикл австралийских новелл («Мальчик с лесного берега», «Папина сорока» и др.), повесть «Мой брат Том» (1966), сборник рассказов ранних лет «Золото и песок» (1960), включающий «Последний дюйм» (рус. пер. 1959, одноим. сов. фильм, 1959) и др.
В 1973 г. Д. Олдридж стал лауреатом Горькийской премии «За укрепление мира между народами».
Для детей и юношества
Самый популярный в Англии жанр детской литературы — литературная сказка в прозе и в стихах. Начиная с XIX в. сказки для детей пишут Диккенс, Теккерей, Уайльд и затем, уже в наше время, Киплинг, Уэллс, Грейвз.
Появляются и писатели, посвятившие свое творчество специально детям. Их имена — Э. Лир, X. Лофтинг, А. А. Мили, Дж. Барри, Э. Несбит, М. Нортон, Э. Фарджон, П. Трэверс, Д. Биссет и другие. Лучшие их произведения вошли в мировую детскую классику.
На русском языке самое полное собрание английской народной поэзии для детей представлено высокопоэтичными переводами С. Маршака в книге «Дом, который построил Джек» (1967).
Собрание народных сказок — в сборниках «Как Джек ходил счастья искать» (1961) и «Источник на краю света» (1969) в переводах Н. Шерешевской.
Один из любимых детских поэтов Англии — Эдуард Лир (1812 — 1888). Его стихотворные сказки собраны в «Книге небылиц», которая впервые вышла в Англии в 1846 г.
В 1865 г. знаменитый английский математик, профессор Оксфордского университета Чарлз Латуидж Доджсон (1832 — 1898) выпустил в Лондоне сказочную повесть, которая принесла ему мировую славу.
Вышла она под псевдонимом Льюис Кэрролл и называлась «Алиса в стране чудес», а через несколько лет последовало продолжение — «Алиса в Зазеркалье».
Еще одним писателем, чьэ многотомное сказочное сочинение сыграло немаловажную роль в развитии жанра литературной сказки, в особенности анималистической, был Хью Лофтинг (1886 — 1947), автор книг о «Докторе Дулитле» (1920 — 1922). Вы знакомы с этим героем и его приключениями по свободному пересказу К. Чуковского, сначала в форме сказочной повести, а затем одноименной поэмы — «Доктор Айболит» (1924). И хотя на русском языке выходил и полный перевод книг о докторе Дулитле, повесть и поэма К. Чуковского больше полюбились нашим детям.
О зверях и людях написано много удивительных книг, но, пожалуй, ни с чем не могут сравниться по своеэбразию и покоряющей силе таланта сказки РедьярЭа Киплинга (1865 — 1936).
Для детей Киплинг написал две «Книги Джунглей» (1894 — 1895) и сборник, озаглавленный «Просто так, сказки для маленьких детей» (1902).
Всем хорошо знаком герой книги о джунглях — приемный сын диких зверей Маугли. В сокращенном русском переводе Н. Даруззс книга так и называется — «Маугли». Киплинга всегда волновала тема сильной личности, и в своих романах, и в стихах он романтизировал сильного, отважного, мужественного героя. Но «Книги Джунглей» добрее, если можно так сказать, романов и стихов Киплинга, в ней автор не столько восхищается силой, сколько воспевает защиту слабого сильным. Маленького, голого, беззащитного человеческого детеныша Маугли спасают и выкармливают волки, учит мудрости черная пантера Багира, дает полезные советы медведь-философ Балу. И Маугли усваивает в джунглях закон братства. «Мы одной крови: ты и я», — говорит он одному из обитателей джунглей.
Постепенно Маугли обретает силу и ловкость своих диких сородичей, но подлинная его сила заключена в мудрости и в чувстве справедливости, поэтому Маугли и его верным друзьям удается победить жестокого врага — тигра Шер-Хана. «Просто сказки» не менее богаты выдумкой, чем «Книги Джунглей».
В годы, которые сами англичане считают расцветом детской национальной литературы, вышли в свет иносказательная сказочная повесть Кеннета Грэма «Ветер в ивах» и поэтичные сказочные истории о детстве Джеймса Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» (1906) и «Питер Пэн и Венди» (1911).
С тех пор они известны детям всего мира и стали любимым детским чтением. Особое место в английской литературе занимают сказки Оскара Уайльда (1854 — 1900).
В 1888 г. вышел первый сборник его сказок — «Счастливый Принц» и другие сказки, в 1891 г. — «Гранатовый домик». Сказки Уайльда прославляют доброту как высшее проявление человечности и соответственно осуждают черствость, эгоизм, бездушие и жестокость. Но доброта не просто дается людям, часто за нее приходится расплачиваться жизнью, но и это прекрасно, по мнению автора («Счастливый Принц», «Роза и соловей»).
Повесть-сказка «Винни-Пух и все-все-все» была написана в 1926 г., впервые на русском языке она вышла в 1960 г. в пересказе Б. Заходера и с тех пор. постоянно переиздается. А. А. Милн написал еще много стихов и пьес, повестей и романов, но самой популярной осталась его сказочная история о Винни-Пухе.
Повесть «Винни-Пух» — о той ранней поре детства, когда ребенок только кончил играть в игрушки и ему нужны друзья-сверстники. А если их нет, он их придумывает. Так делает и герой книги Кристофер Робин.
Немалый вклад в детскую литературу внес виднейший современный английский поэт Роберт Грейвз, Профессор Оксфордского университета. В 1960 г. он выпустил в свет книгу стихотворений «Скрипка за пенни», адресованную «тому, кто не боится думать». В ней собрано много чудес, которые, впрочем, легко разгадать, но только... только если у читателя есть воображение.
В 1956 г. была учреждена Международная премия имени X. К. Андерсена за лучшую книгу для детей.
Первой ее получила английская писательница Элеонор Фарджон (1881 — 1965), столь же популярная у себя на родине, как Льюис Кэрролл, Эдвард Лир и Алан Милн. Ее стихи, сказки и пьесы переведены на многие языки мира. На русском языке вышла ее сказка «Хочу Луну!» (М., «Дет. лит.», 1973; в пересказе Н. Шерешевской). Это сатирическая и философская сказка для маленьких с элементами детектива, вернее пародия на детектив.
В 50-е годы активно печаталась и пользовалась любовью юных читателей еще одна английская писательница — Мэри Нортон. Особым признанием пользуются ее сказочные повести о приключениях и серьезных переживаниях маленьких человечков. Они как бы угнетены миром больших людей, их ничего не стоит обидеть и даже погубить, хотя они совсем безобидные и очень пугливые. Это еще одна серия игровых сказочных книг о детстве.
Для английской сказочной литературы вообще очень характерно, что в самый фантастический сюжет часто вплетается реальный герой — это Кристофер Робин у Милна, Венди у Барри, Алиса у Кэрролла, маленький рассказчик у Мэри Нортон, наконец, реальные звери в «Книгах Джунглей» Киплинга.
Но бывает и наоборот: в обыкновенное реальное повествование вдруг врывается чудо-герой, фантастическое существо, сказочный персонаж.
Недавно стал приобретать известность в английской литературе скромный актер современного шекспировского театра Дональд Биссет (р. 1911). В 1956 г. Биссет собрал первые свои сказки в книгу «Расскажу, когда захотите»; в следующем году вышла книга его сказок «Расскажу когда-нибудь», потом «Расскажу в другой раз» и т. д. Последние его книги называются «Беседы с тигром» (1967), «Тигр просит добавки» (1971) и, наконец, «Путешествие дядюшки Тик-Так» (1973). Все эти книги выходили в Англии с рисунками самого автора, всего более ста сказок. На русском языке самое полное собрание сказок Биссета называется «Все кувырком» («Прогресс», 1968; перевод Н. Шерешевской), а последняя его книжка — «Беседы с тигром» (1972).Кто же герои этих крохотных, очень остроумных, веселых и необыкновенных историй? Самые неожиданные: от английской королевы до темного пятна в углу под лестницей. Это корова Эннабель, которая получила медаль за спасение корабля, и мистер Крококот — полукрокодил-полукот, который не знал одиночества, потому что половинка-кот всегда мог сказать спокойной ночи половинке-крокодилу. Это адмирал Нельсон, вернее колонна — памятник Нельсону, что стоит в Лондоне посреди Трафальгарской площади и дружит с голубем по имени Артур, и многие, многие другие, самые фантастичные и самые обыкновенные герои, вроде крякающего почтового ящика или «философствующего» черного жука.
Биссет прекрасно понимает детей, очень тонко чувствует их психологию, понимает логику их мышления, их интересы.
Излюбленный жанр английской детской литературы — литературная сказка всегда современна по проблематике, по складу мышления, по отношению к жизни. Она будит детское воображение, заставляет активно мыслить, играть, действовать и совершенствоваться.