Сочинение Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»
Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом, добро будет открываться человеку, освещая ему путь к истине.
Именно такая борьба изображена М. Булгаковым в романе “Мастер и Маргарита”, причем делается это своеобразно: перед читателем одновременно проходят два пласта времени. Один — связан с жизнью Москвы 20-х годов XX века, другой — с легендой или правдой (в зависимости от убеждений или веры человека) об Иисусе Христе. Булгаков дает нам роман в романе, и оба они объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее.
Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” •появляется он перед человеком лет 27, у которого “руки связаны за спиной. Под левым глазом... синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот — по имени — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.
Арестант хотел было оправдаться: “Добрый человек! Поверь мне...”. Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул... бич и... ударил арестованного по плечам... связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились. ..”.
Трудно не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им; что формула “раб подчиняется господину” незыблема; что всесилен римский император, а в Ершалаиме он наместник императора, значит, господин всех и вся.
И вдруг появляется некто, который думает иначе: “... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать:“... мне пришли в голову кое-какие новые мысли... и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, просто и прямо, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство.
У Иешуа своя жизненная философия: “злых людей нет на свете”, есть люди “несчастливые”, “правду говорить легко и приятно”.
Арестант показался интересен.
В его невиновности прокуратор убедился сразу: конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато он обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучит Понтия Пилата! И у него уже сложился план действий: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземном море, туда, где находится его резиденция.
Но это оказалось невозможным: Иуда из Кириафа (за 30 сребреников) представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его. Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил... что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”.
Тут уж никак не вывернешься: задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунт, а бунт должно усмирить, иначе... И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!”
Иешуа казнен.
Почему же мучается Понтий Пилат?
Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”?
Почему Иуда из Кириафа убит? За что казнен Иешуа?
Иешуа казнен за то, что он нес людям добро, за то, что считал их людьми, за то, что был человеком духовно независимым, имел высокую душу и высокий уровень сознания. Он отважился сказать свое слово о добре, отстаивать истину любви.
А Понтий Пилат? Его могущество оказалось мнимым. Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках императора. Но совесть мучит его, поэтому он и приказывает убить подлеца Иуду.
Кто же побеждает в этом столкновении добра и зла? Иешуа? Но он казнен. Прокуратор? Но ему никогда не будет покоя: он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей, он продолжит дело своего Учителя.
Между двумя романами — Мастера и о Мастере — существует связь. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют и в мире, который окружает Мастера. Их обнажает перед читателем Воланд (художественно переосмысленный образ Сатаны). За время своих четырехдневных гастролей в Москве Воланд выворачивает наизнанку деятелей окололитературной и околотеатральной среды, чиновников и просто обывателей. Он определяет точно, кто есть кто: Степан Лиходеев, большой человек в культурном мире Москвы,— бездельник, развратник, пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточник; Соков, буфетчик варьете,— вор; барон Майгель, служащий одной из контор,— доносчик, а “тщательно маскирующийся под пролетария” поэт Рюхин — закоренелый лицемер. “Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! — кричит попавший в сумасшедший дом Иван Бездомный.— „Взвейтесь!" да „развейтесь"... а вы загляните к нему внутрь — что он там думает... вы ахнете!” А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд и в прямом и в переносном смысле раздевает некоторых гражданок, рвущихся на сцену за дармовым добром, и с грустью заключает: “Они люди как люди, обыкновенные, в общем — напоминают прежних”.
Но вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви Иисус Христос жив в душах людей. К его образу обращались и будут обращаться люди. И Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие духовные ценности в мир.
Каждое поколение людей обязано вновь разрешить нравственные проблемы, этические противоречия. Одни люди хоть иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурны? Правду, правду сказал Бездомный! — безжалостно обращался к самому себе Рюхин.— Не верю я ни во что из того, что пишу!..” Другие — никогда. Для Берлиоза, начитанного, но бессовестного главы МАССОЛИТа, вовсе не важно, был или не был Иисус; главное, что этого “не было” достаточно для того, чтобы все было дозволено. Но возмездие настигает Берлиоза — он бесславно гибнет.
А Мастер? Истина открылась ему, и он шагнул навстречу добру, чтобы выполнить то, зачем пришел на землю: написать роман об Иисусе Христе. Но такой герой не впишется” ни в один “социальный заказ”, а его автор, не желающий орать “взвейтесь” и “развейтесь”,— враг, и нет ему места ни в МАССОЛИТе, ни в обществе в целом. Свора “литературных” критиков набросилась на него, и... Мастер так же, как Иешуа,
должен заплатить за право провозгласить свою истину.
Сумасшедший дом — вот место, где находят приют пророки(вспомним желание Понтия Пилата объявить Иешуа сумасшедшим). Увы, мир оказался таким, что лишь дьявол стал подобием судьи, ведь именно он воздал в романе всем по заслугам.
Мастер уходит от людей. Но на земле у него остались ученик и роман, которому суждена долгая жизнь. Борьба добра и зла продолжается...