Дрожжин С.Д. - Вариант 1
ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич [6(18).XII.1848, дер. Низовка Тверской губ.--24.XII.1930, там же] -- поэт. Родился в семье крепостных крестьян. Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часослова. А осенью 1858 г. мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету. Те дни Д. с благодарностью воскресит в стихотворении "В школе у дьячка" (1905). На этом образование Д. было закончено -- зимой 1860 г. он был отправлен на заработки в Петербург.
Последующие 36 лет жизни Д. прошли в мучительных скитаниях по России. Он сменил много профессий: был подручным буфетчика и трактирным слугой, продавцом в магазине газовых свечей и приказчиком в табачных и книжных лавках, лакеем, рассыльным, чернорабочим, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества "Самолет". Судьба забрасывала его в Москву и Тверь, Ярославль и Харьков, Киев и Ташкент.
Начальные, петербургские годы скитаний Д. (1860--1871) были временем не только нищенского полуголодного существования, но и настойчивого самообразования. Первые 4 года в столице, работая половым в трактире "Кавказ", Д. жадно, но бессистемно набрасывается на чтение литературы, часто низкопробной: лубочные романы, журналы типа "Мирского вестника" и "Чтения для солдат". Однако затем Д. знакомится с произведениями Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, с интересом читает журнал "Искра", а с 1866 г. регулярно посещает Публичную библиотеку. На художественные вкусы и идейно-эстетическую ориентацию Д. положительно повлияло его знакомство в это время с разночинно-демократической молодежью и столичным студенчеством. Экономя на пище и одежде, он собирает собственную библиотеку, куда входят произведения его любимых писателей: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Кольцова и Никитина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого и Г. И. Успенского, Ф. Шиллера и Н. П. Огарева и др. Читает Д. и "запрещенную" литературу. В 17 лет он пишет первое стихотворение и с тех пор не прекращает поэтической деятельности. 10 мая 1867 г. делает первые записи в дневнике и ведет его до конца своей долгой жизни.
Первую попытку опубликоваться Д. сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в "Иллюстрированную газету", но они были отвергнуты. Литературный дебют состоялся в 1873 г., когда в журнале "Грамотей" было напечатано его стихотворение "Песня про горе добра молодца". С этого времени Д. становится активным сотрудником многочисленных журналов: "Слово", "Дело", "Семейные вечера", "Русское богатство" и др., в том числе и детских: "Детские годы", "Детское чтение", "Жаворонок", "Юная Россия" и др.
В конце 70--80 гг. известность Д. как поэта растет. Интерес к начинающему автору-самоучке проявил И. З. Суриков, что нашло отражение в их переписке 1879 г.
В 1889 г. в Петербурге выходит первый сборник произведений Д. "Стихотворения 1866--1888 гг. с записками автора о своей жизни". Эта книга выдержала еще два издания (1894, 1907), значительно пополняясь в каждом. Однако это не упрочило материального положения бедствующего поэта, и в нач. 1896 г. Д. окончательно возвращается в родную Низовку, где всецело посвящает себя литературному труду и сельскохозяйственной работе. Решение поэта вернуться, в деревню было поддержано Л. Н. Толстым, с которым Д. встречался дважды: в 1892 и 1897 гг. В деревне за Д. был установлен негласный полицейский надзор.
Между тем известность Д. растет. В 1900 г. Низовку посещает выдающийся австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Четыре стихотворения русского поэта-крестьянина были переведены им на немецкий язык.
В первое десятилетие нового века одна за другой выходят книги Д.: "Новые стихотворения" (М., 1904), "Год крестьянина" (М., 1906), "Заветные песни" (М., 1907), "Новые русские песни" (М., 1909), "Баян" (М., 1909). В декабре 1903 г. суриковский кружок "Писателей из народа" организует в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Д. В этом же году поэту была назначена пожизненная пенсия в размере 180 рублей в год. В 1905 г. поэт избирается членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. А 29 декабря 1910 г. Д. был удостоен премии Российской императорской Академии наук в сумме 500 рублей за сборники 1907--1909 гг. по особому представлению и на основании рецензии почетного академика К. К. Романова (поэта К. Р.). 19 октября 1915 г. Академия наук отметила почетным "пушкинским" отзывом еще одну книгу Д.-- "Песни старого пахаря" (М., 1913).
Жизнь в деревне не отрывает Д. от важных социальных событий. Он оказывается в числе тех немногих русских писателей, кто резко выступил против империалистической войны (стихотворение "Долой войну!", 1916), назвав ее в своем дневнике "пережитком грубого варварства" (запись от 7 сент. 1914 г.).
Великая Октябрьская революция была с радостью встречена 69-летним, поэтом. Он включается в общественную работу, будучи выбранным в члены волостного исполкома, ездит по стране с чтением своих произведений. В 1919 г. поэт избирается председателем съезда пролетарских писателей из народа Тверской губ. В этом же году становится членом Тверского литератур но-художественного общества им. И. С. Никитина. Продолжается его поэтическая деятельность. В 1923 г. выходит сборник "Песни труда и борьбы", знаменующий два юбилея поэта: 50-летие литературной деятельности и 75-летие со дня рождения. В связи с этими датами Д. избирается почетным членом Всероссийского союза поэтов; в Твери открывается библиотека-читальня его имени. А через пять лет 80-летний поэт получает приветствие от Академии наук СССР, подписанное ее президентом А. П. Карпинским.
28 сентября 1928 г. Д. встретился в Москве с М. Горьким, который вписал в записную книжку поэта: "На память старому поэту -- с удивлением перед его неиссякаемым творчеством -- С. Д. Дрожжину. М. Горький".
В последние годы жизни Д. работает над сборниками "Песни" (М., 1928) "Пути-дороги" (М., 1929), "Песни крестьянина" (М., Л., 1929, последняя прижизненная книга поэта), готовит к печати Полное собрание сочинений в 4 т., доводит до 1930 г. свои "Записки о жизни и поэзии".
Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в пос. Завидово Конаковского р-на Калининской обл. (бывшей Тверской губ.), где был открыт мемориальный музей поэта.
Более чем 60-летний творческий путь Д. был чрезвычайно, плодотворным. Им при жизни выпущено 32 сборника: 20 из них -- до 1917 г. и 12 при Советской власти. Его стихи художественно неравноценны, однако в лучшей части поэтического наследия обнаруживается самобытный талант, мастерство. В творчестве Д. заметно влияние Кольцова, Никитина, Некрасова, в ряде его произведений 80--90 гг. слышны отзвуки поэзии С. Я. Надсона. Простота, задушевность, непосредственность, искренность -- определяющие качества лирики Д. Он певец крестьянской жизни, как сам с первых шагов в литературе определил свое призвание ("Моя муза", 1875). Наряду с горестными стихами, рисунками нищету, бесправие, изнуряющий подневольный труд русского крестьянства ("Смерть коня-пахаря", 1877; "В избе", 1882; "Не веселый напев...", 1887; "В засуху", 1897) и городской бедноты ("Песни рабочих", 1875; "Швея", 1876; "От безотрадных горьких дум...", 1906), поэт изображает и радость созидательного труда хлебопашца ("В страду", 1875; "Первая борозда", 1884; "Песня пахаря", 1891); любуется душевной красотой русского крестьянина ("Ровнюшка", 1878; "Жар весенних лучей...", 1880). В стихотворениях нередки мотивы социальной борьбы ("Мы живем...", 1889; "Удаль", 1903; "Песня пловца", 1906; "Из мрака к свету", 1913).
Любовью к русской деревне, деревенскому пейзажу наполнены многие стихи Д. ("В простой телеге деревенской...", 1871; "Песня из далекого края" 1875; "Прими меня, сторонушка родная...", 1889; "Утро в лесу", 1870; "Вечер", 1881; "Летом", 1882). Патриотизм поэзии Д. не декларативен, а глубоко задушевен, оттого его стихи, посвященные родине, и пронизаны болью, и полны верой в светлое будущее страны ("На Волге", 1899; "Родина", 1904). Жизнеутверждающий патриотический пафос поэзии Д. ярко проявляется в его стихах советского периода ("Прошли века неволи злой...", 1918; "Запевка", 1920; "Памяти В. И. Ленина", 1924).
Поэзия Д. органично связана с устным народным творчеством, особенно с песенной лирикой, недаром многие его стихотворения (и сборники) названы "песнями". Д. умело и свободно пользуется фольклорной поэтикой (отрицательные сравнения, психологический параллелизм, устойчивая символика и т. д.), его стилизации отличает ритмическое богатство ("Песня" ("Как по травке ветерок..."), 1889; "Песня" ("Что не ласточка-касаточка поет..."), 1885; "Песня" ("Ах, была одна..."), 1903; "Песня" ("Разгрустился добрый молодец..."), 1907).
Ряд стихотворений Д. вошел в фольклор ("Песня про солдата", 1872; "Песни рабочих", 1875). Многие стихи поэта были положены на музыку композиторами С. Евсеевым, В. Зирингом, Н. Потоловским, А. Чернявским, Ф. Лашеком и др. Песни на стихи Д. в исполнении популярных в начале XX в. певцов Н. Плевицкой, А. Вяльцевой, М. Лидарской, П. Тихонова, Г. Фотеевой записывались на граммофонные пластинки. Две песни на стихи из поэмы "Дуняша" (1880--1881) и "Красна девица, зазноба ты моя..." (1892) были в репертуаре Ф. И. Шаляпина (муз. А. Чернявского).