Сочинение Фамусов и жизненная философия отцов в комедии Грибоедова Горе от ума
Наверное, ни одна русская комедия 19 в. не становилась столь популярной, как комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Уже при первых же постановках она произвела фурор, и ее тотчас растаскали по фразам.
В самом деле, кто из нас хотя бы раз в жизни не произносил: "Счастливые часов не наблюдают", "Герой не моего романа", "Ну как не порадеть родному человечку" и так далее и тому подобное. И порой мы даже не отдаем себе отчета в том, что цитируем знаменитую комедию "Горе от ума".
Весьма странное название - "Горе от ума". Разве ум может принести горе? Грибоедов считает, что может, и мы склонны согласиться с ним, т.е., познакомившись с комедией, мы понимаем, какой смысл вложен в эти слова.
Да, ум (а под ним мы понимаем не только собственно образованность, эрудированность, но и хорошо развитое мышление, способность рассуждать, анализировать события, т.е. здраво смотреть на вещи) может принести несчастье своему носителю в определенных конкретно-исторических условиях.
Как раз таковыми можно считать ту московскую среду, в которую попал главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий.
Что мы знаем о нем? Немногое. Несмотря на то, что он главный герой, появляется он на сцене не сразу. О нем говорит Софья, упоминает ее отец - Павел Афанасьевич Фамусов, и все отзывы о нем достаточно положительные. Но его появление сразу же вносит смуту в мирный круг московских гостиных.
В пьесе налицо две коллизии, две интриги. Одна из них связана со взаимоотношениями Чацкого и Софьи, другая - это его постоянные стычки с ее отцом и с теми, кого сам Фамусов величает "тузами", "отцами". И, хотя внешне все строится вокруг первой, любовной коллизии, на поверку на идейном содержании больше сказалась именно вторая.
Нас же в данном случае интересует позиция Фамусова и его общества в его споре с Чацким, ибо именно в этих прениях и раскрывается личность главного героя.
Грибоедов умелый художник. Его мастерством восхищался другой известный русский писатель Гончаров, который положительно отозвался о Чацком. О Фамусове же и его круге он сказал, что "это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и во всем "особым отпечатком Москвы". Без них картина была бы неполной, т.к. это целая эпоха в жизни русского дворянства со своей идеологией, со своими убеждениями. Мечты Фамусова ограничены этими убеждениями. Предел его желаний - быть "тузом", т.е. "есть на серебре и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах", и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая, и боясь одного - "чтоб множество не накопилось их". Но давайте задумаемся, так ли уж плоха мечта Фамусова? Кто из нас не хотел бы обеспеченности в жизни, стабильности, может быть, даже почета и славы? Кто из нас не пожелал бы этого своим детям? А в том, что он хочет всего этого быстро, сразу и за просто так, нет ничего удивительного. Выражаясь современным сленгом, это нечто иное, как всеобщая мечта о "халяве", т.е. об исполнении всех желаний просто так, за здорово живешь. Конечно,мы понимаем, что это не правильно, что такого просто не бывает, мы знаем также, что достаток, богатство, не заработанное своими силами, все же не смогут принести удовлетворения. Награда радует нас тем сильнее, чем сложнее было добиться ее.
А Фамусов в данном случае похож на ребенка, который до сих пор верит в сказку про Емелю и щуку. Кроме того, мечты Фамусова о легкой, праздной жизни изобличают в нем человека недалекого. Но ведь это далеко не единственная сторона его суждений, остальные же отнюдь не так безобидны.
Фамусов, а с ним и завсегдатаи московских гостиных, встречают и оценивают человека по его состоянию, чинам, связям, а не по его моральным качествам, как личность.
Посмотрите, как нелеп и до смешного жалок князь Тугоуховский, действующий по указке жены, которая велит сначала пригласить Чацкого в гости, но узнав, что он вовсе не так богат, как ей думалось, уже не сдерживаясь, кричит мужу, отменяя приказание. Да, эпизод нелеп, но он еще и оскорбителен, т.к. оскорбляет чувство собственного достоинства любого человека, которого оценивают только по мундиру да по состоянию.
Фамусов также придерживается этой позиции. Его дом славится гостеприимством, но открыт он только для тех, у кого наберется "душ тысячки две родовых".
Особое отношение у московских "тузов" и к службе. Это слово они понимают буквально, приравнивая службу к угодничеству ради чинов и званий. Чацкий весьма остроумно отозвался на это "Служить бы рад, прислуживаться тошно". В ответ же Фамусов разразился гневной тирадой и привел настолько пошлый пример подхалимства, что мы полностью соглашаемся с позицией Чацкого.
Но жизнь в Москве мало изменилась. И хотя прежних "тузов" уже нет, их принципы, их жизненная философия жива. Ведь она весьма проста: живи только ради себя, не гнушайся любых способов достижения цели, и тогда тебя ждет успех. А не напоминают ли эти заповеди современные законы рынка?