Сочинение Фамусовское общество (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Основной конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в противостоянии образованного героя с передовыми взглядами и косной, консервативной массы - так называемого «фамусовского общества».
Главный герой произведения – Чацкий – после долгого отсутствия возвращается в Москву, где сталкивается с резким неприятием и враждебным отношением к себе со стороны «старомосковского общества» - московских дворян во главе с Павлом Афанасьевичем Фамусовым.
Из резких споров и язвительных бесед Чацкого с Фамусовым, Молчалиным, Скалозубом вырисовывается четкий портрет не только каждого из этих героев, но и того общества, что они представляют.
Так, Фамусов считает, что жить правильно – это значит жить так, как велят признанные в Москве авторитеты – дядя Максим Петрович или княгиня Марья Алексеевна.
По мнению Фамусова, в жизни нужно стремиться, в первую очередь, к материальному благополучию, то есть «служить» и уметь пользоваться возможностями, которые плывут в руки. При этом еще нужно помочь обзавестись «теплым местечком» и своим родным, знакомым, которые также найдут возможность помочь тебе: «Ну как не порадеть родному человечку!»
Сама суть «службы» мало заботит Павла Афанасьевича: «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой». Впрочем, не интересуют героя и образование, книги. Их Фамусов по-настоящему боится, потому что видит в них признак перемен, угрозу сложившемуся образу жизни: «Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь».
Достойным учеником Фамусова является Алексей Степанович Молчалин. Он ровесник молодого Чацкого, однако по своим взглядам – убежденный консерватор. Его цель - сделать себе хорошую карьеру, «достигнуть степеней известных». Этот герой прекрасно осознает, что сделать это он может, лишь угождая вышестоящим: «…угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить…»
И это Молчалин выполняет виртуозно. Кажется, даже с Софьей он встречается потому, что она так пожелала, а отказать ей нельзя – ведь она дочь Фамусова.
Помимо этих персонажей, фамусовское общество в комедии представляют множество второстепенных героев. Один из них – полковник Скалозуб. Это грубый солдафон, воплощение тупости и невежества. Он «слова умного не выговорил сроду», однако очень большого о себе мнения и считается достойным членом фамусовского общества. Многие отцы мечтают заполучить его в зятья, ведь у Скалозуба, по всеобщему мнению, большое будущее: «Давно полковники, а служите недавно».
Во всей своей полноте и силе старомосковское общество раскрывается в сцене бала в доме Фамусова. Здесь мы встречаем и старуху Хлестову – властную крепостницу, привыкшую распоряжаться судьбами других людей. Она очень любит, когда ей «угождают», поэтому тихоня Молчалин ходит у Хлестовой в любимчиках.
Здесь появляется и мошенник Загорецкий – плут, доносчик и шулер. Все в фамусовском обществе знают о его проказах, все его презирают – «ругают Везде, а всюду принимают». Это происходит потому, что Загорецкий – «мастер услужить».
Здесь мы знакомимся и с Репетиловым, который любит рассуждать о «матерьях важных», однако нисколько не разбирается в них, а лишь повторяет чужие рассужденья.
Встречаем на балу и Платона Михайловича Горича, полностью находящегося под каблуком у своей жены. Он наглядный пример идеального мужа в фамусовском обществе – «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей».
Все эти люди объединяются против Чацкого, потому что чувствуют в нем угрозу. Они убеждены, что просвещение, наука – причина всех бед на свете: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Книги, по их мнению, лишь развращают умы, склоняют их к свободомыслию, а значит, к свержению всех основ, которые существовали веками. А это для фамусовского общества – самое страшное.
Именно поэтому все гости Фамусова с такой легкостью подхватывают сплетню о сумасшествии главного героя. Чацкий для них действительно странный, непонятный, опасный, словно сумасшедший.
Фамусовское общество вынуждает героя бежать из Москвы, унося с собой «мильон терзаний». Однако то облегчение, с которым вздохнули все эти люди после исчезновения Чацкого, - временное облегчение. Автор показывает, что перемены, о которых так ратовал главный герой, неизбежны. Вскоре фамусовское общество будет терпеть поражение за поражением. Возможно, фамусовцы уже сейчас невольно чувствуют это, поэтому с такой жестокостью и ненавистью расправляются с Чацким.