Сочинение Фантастические мотивы и ситуации в произведениях В.В. Маяковского

    Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота – все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В.В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать - так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, на грани реальности и сна, очень интересно.
    В художественном стиле Маяковского можно выделить несколько основных приемов изобразительности. К ним, без сомнения, относятся гипербола, гротеск и фантастика. Многие произведения Маяковского содержат фантастические мотивы и ситуации. Уже в ранней лирике Маяковского мы наблюдаем эту особенность. Так, в стихотворении 1913 года «Послушайте!» поэт рисует фантастическую ситуацию. Герой врывается к самому Господу Богу с просьбой оставить на небе звезды, хотя бы одну звездочку: «чтоб обязательно была звезда!» Герою жизненно необходимо знать, что на небе существуют звезды. Это знание поддерживает его, помогает чувствовать себя не таким одиноким. Звезда на небе – это путеводная звезда в жизни героя. Безусловно, это метафора чего-то светлого, искреннего, настоящего. Мечты или идеала… В любом случае, звезда очень важна для героя. Чтобы передать всю ее значимость, а также связь этого образа с чем-то духовным, Маяковский вводит фантастическую ситуацию в свое стихотворение.
    Стихотворение 1915 года «Вот так я и сделался собакой» построено на фантастическом сюжете. Лирический герой, чувствуя свое нервное, «злое» состояние, выходит на улицу: «Нервы, должно быть... Выйду, погуляю». Но и на улице герой не может прийти в себя. Знакомые люди вызывают у него лишь раздражение. И вот постепенно он начинает превращаться в собаку. Сначала у героя появляется клык, затем – хвост, в финале он становится на четвереньки и начинает лаять. Знаменательно, что на лирического героя, непохожего на других, нападает яростная толпа:
    И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
    толпа навалилась,
    огромная,
    злая,
    я стал на четвереньки
    и залаял:
    Гав! гав! гав!
    Воплотив в буквальном смысле слова выражение «злой, как собака», Маяковский очень точно выразил душевное состояние своего лирического героя: его одиночество и противостояние дикой толпе.
    Послереволюционное творчество В.Маяковского также насыщено фантастикой. Например, стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920), посвященное теме поэта и поэзии, описывает знакомство лирического героя с солнцем:
    В окошки,
    в двери,
    в щель войдя,
    валилась солнца масса,
    ввалилось;
    дух переведя,
    заговорило басом…
    Знакомство героев перерастает в теплую дружескую беседу. Они выясняют, что между светилом и поэтом очень много общего. Оба они несут свет людям, разгоняют мглу. В итоге лирический герой делает вывод:
    Светить всегда,
    светить везде,
    до дней последних донца,
    светить -
    и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой
    и солнца!
    Часто Маяковский использует фантастику в своих сатирических произведениях. В этом плане поэт продолжает традиции русской классической литературы. Вспомним хотя бы Гоголя или Салтыкова-Щедрина с его «Историей одного города». Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922) герой долгое время не может добиться «аудиенции» у чиновников. У него складывается ощущение, что это – очень занятые, почти неуловимые люди. Они постоянно на каких-то непонятных заседаниях. Разъяренный, однажды герой врывается в зал заседаний. Его изумленному взору открывается следующая картина:
    И вижу:
    сидят людей половины.
    О дьявольщина!
    Где же половина другая?
    Оказывается, чиновники изобрели новый способ сделать свою работу более эффективной. Они разделились на половины, поэтому успевают посетить вдвое больше заседаний!
    На фантастической ситуации строится и сюжет сатирической пьесы Маяковского «Клоп». Герой комедии, Присыпкин, попадает в будущее, на 50 лет вперед. Там его размораживают и пытаются адаптировать к жизни. Но Присыпкин не желает жить и приносить пользу в «светлом будущем». Здесь еще больше раскрывается его подленькая, мещанская натура. Герой полностью олицетворяет собой образ, фигурирующий в названии пьесы – образ клопа.
    Фантастика – один из излюбленных приемов Маяковского. С его помощью он раскрывает проблемы, волнующие его, более наглядно и образно доносит до читателя свои мысли, идею произведений.

К-во Просмотров: 1513
Найти или скачать Фантастические мотивы и ситуации в произведениях В.В. Маяковского