Сочинение Философская проблематичность произведений И.А. Бунина (на примере рассказа «Антоновские яблоки»)

    Рассказ «Антоновские яблоки» был написан Буниным в 1900 году, на стыке двух эпох, двух веков. Такое время принято считать переломным, кризисным. Люди живут в преддверии больших перемен, но кто знает, плохих или хороших? Что ждать от 20 века, века бурно развивающейся техники, времени надвигающихся войн и катаклизмов? Что осталось в веке 19-ом - времени дворянской культуры, что безвозвратно ушло, что уже никогда не вернуть?
    Человек, которому выпало жить в такое непростое время, испытывает страх, неуверенность, пытается найти опору в чем-то. Часто этим «чем-то» становится его прошлое, воспоминания детства, родные места. Именно такую ностальгию по прошлому, по жизни дворянско-помещичьей усадьбы мы видим в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
    Рассказ состоит из четырех частей. Первая часть – зарисовка именно деревенской жизни. Ранняя погожая осень, идет сбор огромного урожая яблок. Крестьяне под руководством мещан, объединившись, собирают и сгружают эти душистые дары природы на телеги. Вот невдалеке развернули шалаш, рядом – место для обеда, где днем будут готовить вкуснейший кулеш, а вечером – греть самовар.
    В праздничные дни около шалаша собирается ярмарка. Здесь веселой толпой вьются нарядные девушки, виднеются стайки мальчишек в белых рубашках. Они, собрав грошики, приходят покупать сюда какую-нибудь мелочь. Но это совершенно неважно, ведь для всех – это праздник. Праздник это и для рассказчика – он наслаждается всем, что видит вокруг. Все это – родное, впитанное с молоком матери. Все это – счастье: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
    Вторая часть – воспоминание героя о жизни в деревне. Для описания он берет один урожайный год, когда довольство и достаток разливается по всей деревне. Крестьяне – люди «с крепкими корнями», обладающие хорошим здоровьем. Может быть потому, что они - люди земли и близки с природой, как никто другой: «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, - первый признак богатой деревни…»
    Рассказчик показывает нам двух стариков – семейную пару. Старик уже не помнит своего возраста, но герой предполагает, что ему никак не меньше ста лет. Этот человек еще крепок и прожил бы еще много лет, если бы не несчастный случай. Его жена, Агафья, - «породистая» старуха, сильная и работящая. В ее сундуках хранится много «добра», но сама она уже скорее смотрит не на этот свет, а на тот.
    Бунин показывает, что в деревне жизнь дворян неразрывно связана с жизнью их крестьян: «Склад средней дворянской жизни … имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию». Так, герой описывает жизнь в усадьбе своей тетки, Анны Герасимовны. Это был островок старого уклада, где еще чувствовалось присутствие крепостного права. Дом Анны Герасимовны – уголок старины, уюта, тепла. Здесь всегда очень вкусно, по-русски кормят, ведутся уютные беседы о жизни, о времени, о быте и нравах.
    В третьей части дается описание русской охоты. Здесь мы прослеживаем традиции Л.Н. Толстого, который в романе «Война и мир» дал описание дворянской охоты Ростовых. С какой же любовью и ностальгией описывает Бунин приготовления к этому процессу и саму охоту! Сколько истинно русского, творческого, настоящего в этом!
    Но не менее приятно пропустить охоту и остаться дома. Тогда можно долго валяться в постели, наслаждаясь тишиной и покоем. Потом примешься за дедовские книги, которые одна другой лучше. В них хорошо все: старинный кожаный переплет, немного затхлый запах, старые страницы. А чего стоят названия этих фолиантов – «Дворянин-философ», «Тайны Алексиса», «Виктор, или Дитя в лесу». Тут же рядом лежат журналы с именами Пушкина, Жуковского, Батюшкова. И встает перед глазами связь времен, многовековая дворянская культура - корни рассказчика и еще многих тысяч русских дворян.
    Четвертая часть – самая приближенная по времени к настоящему рассказчика. Он с сожалением пишет о том, что время дворянских усадеб проходит: «Наступает царство мелкопоместных,, обедневших до нищенства!..» Но тут же сразу он говорит: «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»
    Герой видит поэзию и в такой жизни. На наших глазах происходит сбор урожая, молотьба. Крестьяне и помещик взаимодействуют, составляя единое целое.
    Бунин заканчивает свое повествование временем первых заморозков. Урожай собран, постепенно приходит зима… И вновь, как и в прежние времена, начинаются визиты соседей друг к другу, «работа» с гончими. А поместные крестьяне собираются в старом флигеле. Настраивается гитара, и в ночную тишину летят звуки заунывной русской песни…
    Лейтмотивом рассказа является запах антоновских яблок. Они становятся символом старого уклада помещичьей жизни, символом юности героя, его прошлой жизни, которую уже не вернуть. Уходят в прошлое дворянские усадьбы, уходит в прошлое и романтика их жизни. Бунин сожалеет об этом, однако понимает, что этот процесс неизбежен. Это закон жизни, который следует понимать и принимать.
    В «Антоновских яблоках» тесно переплетается лирическое и философское, повествовательное и эмоциональное. Этот рассказ можно назвать философским размышлением об основах жизни, о законах бытия, о единстве человеческого существования. Произведение Бунина учит нас не только видеть и понимать красоту мира, не только восхищаться прелестью русской природы и русской жизни, но и задумываться о глубоких жизненных вопросах, о смысле жизни.

К-во Просмотров: 1820
Найти или скачать Философская проблематичность произведений И.А. Бунина (на примере рассказа «Антоновские яблоки»)