Сочинение Философская система мира в лирике Ф. Тютчева.

    Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. Только в поэтических произведениях Федора Тютчева, в отличие от философских трактатов, присутствует не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а лишь обозначение, декларирование идеи, которая выражается словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, ощутимых образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы.
    Тютчев — поэт, в творчестве которого соединилось богатое идейное содержание с исключительной поэтической силой, с богатством образности и музыкальности. Основная черта, преобладающая в его лирических произведениях, — это какое-то глобальное чувство космоса. В то же время чувство это носит вполне объективный и реалистический характер. Поэт ощущал себя частицей огромного мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, как состояние и действие живой души. Природа для него — сгусток живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника:

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Даже в тех произведениях, где темой служат отдельные моменты проявления личной, внутренней жизни, они представляются поэту одновременно и выражением чувств и явлений всего космоса. У Тютчева душа как бы пребывает в двух ипостасях: вся она словно порыв радости, ликование, открытость стихии в начале жизни и в зрелую пору, и затем (“как бы эфирною струею по жилам небо потекло”) старческая любовь — это уже вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление по упоительному счастью в былые дни, рождающее сгущение атмосферы перед грозой, слезы же — “капли дождевые зачинающей грозы”. Это не просто образы, а восприятие поэтом подлинно вселенской масштабности природы, перенесение в личную жизнь категорий космического порядка.
    Само содержание, наполнение космоса осмысливается как средоточие многообразия, в лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Наиболее яркий пример тому — стихотворение “День и ночь”.

    День — сей блистательный покров —
    День — земнородных оживленье,
    Души болящей исцеленье,
    Друг человека и богов!
    Но меркнет день — настала ночь;
    Пришла — и с мира рокового
    Ткань благодатную покрова
    Собрав, отбрасывает прочь.
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ней и нами -
    Вот отчего нам ночь страшна.

    День и ночь — символы двух стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет “хаосом”, олицетворением безымянной бездны:

    Как жадно мир души ночной
    Внимает повести любимой!
    Из смертной рвется он груди, .
     Он с беспредельным жаждет слиться!..
    О, бурь заснувших не буди -
    Под ними хаос шевелится!..

    Жизнь космоса — борение светлого начала с хаосом. Вселенское бытие двойственно: свет и мрак связаны между собой, как день и ночь, лето и зима. И главное, что не только светлое начало, но и хаос, мрак божествен, прекрасен. Это подтверждается и эпитетами: хаос — “родимый”, ночь — “святая”.
    Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе:

    И человек, как сирота бездомный,
    Стоит теперь, и немощен и гол,
    Лицом к лицу пред пропастию темной.
    И чудится давно минувшим сном
    Ему теперь все светлое, живое...
    И в чуждом, неразгаданном, ночном
    Он узнает наследье родовое.

    Темная стихия страсти, “угрюмый, тусклый огнь желанья”, таит очарование, пожалуй, более сильное, чем светлая “пламенно-чудесная” ипа. День лишь “отрадный” и “любезный”, ночь же — “святая”.
    Подлинное значение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева — это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса, — это печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, но в преодолении их достигается блаженство. В лирике поэта-философа образно выражена мысль, что стихия хаоса позволяет нам при соприкосновении с нею осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не являются противоположностями добра и святости, это всего лишь ступени к познанию истины. Противопоставление хаоса и идеального начала космоса поэт видит не в образах “дня и ночи”, а в образах тишины, успокоения. Зной, мятежность и столкновение их с покоем, умиротворенностью — это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания. Хаос, таким образом, как бы олицетворение преодоления всего земного и смертного.

    Ущерб, изнеможенье — и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
     Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья.

    Итак, в лирике Ф. И. Тютчева, “самой ночной души русской поэзии”, открывается нам чистая красота божественного космоса, объемлющего собой все сущее — живое и неживое, хаос и гармонию, в борьбе между которыми и протекает жизнь.

К-во Просмотров: 1627
Найти или скачать Философская система мира в лирике Ф. Тютчева.