Флягин
Флягин Иван Северьяныч - главный герой произведения и основной рассказчик событий. В образе Ф. сплелись мотивы сказочного героя, персонажа бытия, былинного богатыря и героя авантюрного романа. Связь Ф. со сказочным персонажем заключается в его неуязвимости, благополучном преодолении препятствий и преград. Наивность и простосердечие Ф. также напоминает сказочного героя. Он спасает от смерти своих хозяев, а в награду просит только гармонь. Самому Ф. чудесным образом всегда удается избежать неминуемой гибели. На кавказской войне Ф. удачно переплывает реку под выстрелами неприятеля, хотя другим солдатам этого сделать не удавалось. Эта же способность в любых ситуациях выходить живым и невредимым из любых ситуаций сближает героя с персонажами авантюрных романов. Так же, как и эти персонажи, у него нет дома, он скитается по свету. Он меняет во время своих странствий множество профессий и социальных ролей (крепостной графа К., нянька барскому ребенку, пленник у "татар", помощник князя, солдат, актер в балагане, послушник монастыря). С персонажами бытия Ф. объединяет то, что он был вымоленным ребенком, обещанным Богу. В юности в сновидении ему был предсказан приход в монастырь и паломничество на Соловки. Ф. чувствует в своей жизни присутствие провидения. Его искушают бесы, он открывает в себе дар пророчествовать, но это описано, скорее, с иронией. В отличие от персонажей бытия, Ф. не святой. Ф. герой очень неоднозначный. С одной стороны, он наивен и прямодушен. Всем сердцем чувствует красоту природы. В нем есть самоотверженность и бескорыстие. Убив Грушу, он пытается искупить свою вину и желает освободить молодого крестьянина от тяжелой солдатской службы. Под его именем Ф. идет в армию. Он же отдает барского ребенка настоящей матери, бывшей жене барина. Но в тот же момент, ему присущи нехристианские поступки. В молодости засек кнутом монаха, убил на поединке Савакирея, бросает своих татарских жен и детей. Грехом он посчитал только убийство монаха. В этом образе воплотились основные черты русского народа, и положительные, и отрицательные.