Сочинение Герои и проблематика ранних произведений М. Горького
По яркому и точному слову Л. Леонова, рубеж XIX и ХХ в. пересекла «тройка» великих русских писателей: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и А.М. Горький. В этой тройке «коренником» был Л. Толстой, но именно Горькому, самому молодому из них, суждено было перекинуть, как мост, идею литературного служения из XIX в ХХ век. Он стал живущим в современности классиком и для тех, кто почтительно признавал это, и для тех, кто рьяно это отрицал.
Ново, ярко и смело прозвучало слово молодого Горького. Пессимизму, социальному цинизму, усталости от жизни он противопоставил идею свободы, подвига: «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед».
«Настало время нужды в героическом» – так определил писатель общественную потребность, на которую ответил созданием романтических образов сильных, гордых и страстных героев, противопоставленных «скучным людям» (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»).
Создавая образы таких героев, Горький не боялся «приукрашивать» жизнь, используя художественные приемы, найденные романтиками-предшественниками. Это и описание исключительной личности в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчеркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика.
Начиная с самых первых произведений, в творчестве Горького звучит вопрос «как жить?» Он становится одним из основных в рассказе «Старуха Изергиль» (1895). Каждый герой произведения – Ларра, Данко, Изергиль – личность яркая, возвышающаяся над обыденностью. Но оказывается, что наличия качеств сильной личности еще недостаточно для положительного отношения к ней. Гораздо более важно то, на достижение каких целей направлена эта сила.
В противопоставлении и сопоставлении героев произведения утверждается идея подвига во имя общего счастья. Герой одной из легенд - Ларра, сын женщины и орла - наказан за свою гордыню страшной карой: он обречен на вечную жизнь в одиночестве. От имени древнего народа его судят старейшины, олицетворяющие мудрость извечных законов единения, уважения, человечности.
В самоотверженном служении людям – смысл жизни Данко, подтверждающего вывод Изергиль о том, что «в жизни всегда есть место подвигам». Тяготы пути, ропот и непонимание людей, их страх и ужас – все довелось преодолеть Данко, освещавшему путь своим горящим сердцем. Любовь к людям и жалость к ним дают силы герою.
Атмосферу испытаний усиливает пейзаж, детали которого символичны. Смрадное болото, непроходимый лес, гроза олицетворяют то «страшное, темное и холодное», что есть в жизни и в самом сознании человека, а ширь степи, сияние солнца – «свободную землю», свет души, к которым всегда стремится человек. Таким образом, пейзаж в рассказе не только создает атмосферу «сказочности», необычности, но и служит способом выражения обобщенно-философского смысла произведения.
Та же проблема – проблема смысла жизни – находится в центре «Песни о Соколе» (1895). В этих двух произведениях много общего. В основе их композиции лежит антитеза: Ларра – Данко, Уж – Сокол. Противопоставлены два миропонимания, два разных отношения к жизни. Естественно поэтому контрастен и пейзаж, сопровождающий героев, и отношение к ним. В обоих произведениях использована форма сказок, легенд, и все изображаемое наполнено глубоким философским подтекстом.
Воплощением памяти и мудрости народной становятся рассказчики – старуха Изергиль, пастух Рагим. Немало общего в стиле произведений. Изображение героев, по словам Горького, «повышено в тонах и красках», что достигается обильным использованием эпитетов, сравнений, разнообразных повторов («...под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», «они шли, пели и смеялись», «высоко в горы вполз Уж... высоко в небе сияло солнце», «дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни»).
Особую эмоциональность повествованию придает явно выраженная ритмизация прозаической речи: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (ямб). Чеканность фразы, ее афористичность – еще одна отличительная особенность произведений М. Горького.
Романтически окрашенное, преувеличенно восторженное воспевание «героя подвига» лишь усиливало в писателе тягу к изображению реальной жизни реального человека». В ней он видел «комариную жизнь обыкновенных людей», которую ненавидел, и «великое дело незаметно маленьких людей». Горький нашел в среде «маленьких людей» героев необыкновенных, с особым благородным строем души, с чувством внутренней свободы. Ими оказались босяки, выброшенные на обочину жизни, на самое ее дно, но, вопреки обстоятельствам, сохранившие «жемчужины нравственных качеств».
Один из первых примеров такого героя дан в раннем рассказе «Челкаш» (1895). Реалистически нарисована открывающая произведение картина порта. И в то же время перед нами возникает обобщенный образ мира, враждебного человеку, поработившего и обезличившего людей.
В портрете главного героя, именем которого назван рассказ, черты романтические (подчеркнуто сходство с диким и сильным хищником) соединены с реалистической детализацией: «в... буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки...» Жизненную основу имеет конфликт двух героев, но решен он романтическими приемами.
Сквозная мысль всего творчества Горького – о «пестроте» человеческих характеров, о том, что одни – «скучные люди», «родятся стариками», неспособными понять истинную красоту жизни, а другие, свободные и мужественные, эту красоту олицетворяют или, во всяком случае, вносят в жизнь «бродильное начало», звучит в этом произведении.
Темы и образы ранних произведений М. Горького отвечали на запросы массового демократического сознания читателя, появившегося в России в конце XIX в. и ждавшего от искусства отражения всех своих чаяний. Герои раннего Горького не только отвечали этим требованиям, но и решали идею преодоления векового гнета, были воплощением личностной свободы.