Сочинение Гоголь как историк
Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы помним, началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. В этот период ставший близким другом Гоголя украинский историк и собиратель народных песен, бывший член кружка любомудров М. А. Максимович становится ректором вновь открытого в Киеве университета св. Владимира. В конце 1833 года, под его влиянием, у Гоголя возникает мысль о профессорской кафедре в «древнем, в прекрасном Киеве», в котором «деялись дела старины нашей». Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает материалы к этому труду и одновременно начинает хлопоты о своем назначении в Киев, подключая к ним Пушкина, Жуковского и других влиятельных людей. Но кандидатура Гоголя не встретила одобрения в Министерстве народного просвещения, и назначение не состоялось. Тогда Гоголь, при поддержке Плетнева и Жуковского, добивается назначения на должность адъюнктпрофессора по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. В 1834—1835 годах писатель читает лекции по средневековой истории, среди его слушателей-студентов оказывается И. С. Тургенев. Одновременно возникают замыслы создания многотомного труда по истории европейского средневековья, пишутся отдельные статьи, собираются материалы.
Но вскоре Гоголь убеждается, что его'художественный талант не вполне укладывается в сухой, рационалистический мир официальной исторической науки. Он воспринимает историю не в отвлеченных формулах, а в живых картинах. Первые лекции прочитанные им в университете, покоряют слушателей образной! живописностью в передаче исторического материала. Но потом! писатель к академической науке охладевает. Он понял, что его призвание — быть художником-историком, что он блестящеий продемонстрировал в повести «Тарас Бульба», которую еще и доработал впоследствии, усилив в ней общерусский эпический элемент. «Тарас Бульба» — первая в истории русской литературы национальная эпопея, предвосхищающая вместе с «Капитанской дочкой» будущие эпические картины "Войны и мира" Л. Н. Толстого, «Тихого Дона» М. А. Шолохова. Вероятно, Го; голь не достиг бы в литературе столь впечатляющего результата, если бы его художественное мышление не опиралось на фундамент глубокого знания и понимания философии истории, а также на изучение богатейшего фактического материала европейского и украинского средневековья. В основе гоголевской философии истории лежала вера в Божественное руководительство, в глубокую связь национальной истории с религией народа, вероисповедными его святынями. Гоголь разделял мысли немецкого историка и философа Гердера о великом историческом призвании славян Восточной Европы, о грядущем расцвете России. Залогом этого расцвета Гоголь считал героический средневековый период ее истории, юности молодого народа, в котором посеяно зерно грядущего. Гоголь-историк мыслил диалектически: современное состояние русской жизни — отрицание героического средневековья — по закону «отрицания отрицания» и «снятия» возникшего противоречия — приведет в будущем к возрождению более прочного и одухотворенного национального единства на православно христианской основе. При этом Гоголь не разделял судьбы братского украинского и русского народов: он видел у них общий и единый исторический корень.