Сочинение Гриша Добросклонов – народный заступник (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
«Кому на Руси жить хорошо» - самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В «Кому на Руси жить хорошо» воплощены исконные черты русского национального характера, его незыблемые устои, народное горе и народное счастье.
Свою поэму Н.А. Некрасов писал в одну из переломных эпох нашей истории. Отмена крепостного права, экономические реформы - все это происходило на глазах у писателя. Некрасовским странникам так и не удалось найти счастливого человека на Руси. В чем же корень зла, источник людских горестей? Гриша Добросклонов отвечает на этот вопрос: «Всему виною крепь». Но это мнение, как мне кажется, было бы неправильно считать настоящей точкой зрения автора.
Мотив истинного счастья возникает в последней главе поэмы – «Доброе время - добрые песни». Он связан с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника.
Чахотку и Сибирь.
Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую среду, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу. Этот герой становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. Судьба Гриши Добросклонова типична для русских революционеров-демократов. Интересно, что фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил.
Долгое время в советском литературоведении образ Добросклонова воспринимался как художественный слепок Белинского, Добролюбова, Чернышевского, как высший идеал революционного деятеля. Действительно, мне кажется, что в образе этого героя нашли отражение общественно-политические черты того времени: «хождение в народ» и другое. Но, я думаю, Гриша Добросклонов – это мечта поэта, его надежда.
Некоторые критики творчества Некрасова указывали на схематичность образа героя. Мне кажется, это вполне объяснимо. Гриша – простой парень. Биографически он ничем не отличается от крестьян, он испытывал такую же нужду, как и все они.
Концовка главы «Пир на вест мир» играет роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения – «кому на Руси жить хорошо?» Счастливым человеком оказывается никто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов. Его счастье основывается на радости от творческой удачи. «Удалась мне песенка!» - молвил Гриша:
Если бы знать могли они, что творилось с Гришею,
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!
Как поэт Гриша раскрывается через песни. В них же он находит возможность указать на путь к счастью для всего народа.
Образ Гриши Добросклонова связан с проблемой образа автора и слабым выражением авторской позиции. Она показана в поэме не так четко, как позиция защитника русского народа:
Рать подымается –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Песнь «Русь» - гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение. Но мысли о революционном преображении мира, по мнению Некрасова, полностью еще не вошли в народное сознание.
В своих песнях Гриша поднимает нравственные вопросы, которые основываются не только на социальном неравенстве:
Сила с неправдою
Не уживается.
Жертва неправдою
Не называется.
Стиль и язык песни героя имеют народные корни, фольклорную основу. Это придает ей эпическое звучание и расширяет границы художественного пространства произведения. Именно благодаря им образ Гриши приобретает ореол человека из народа и народного заступника:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи.