Сочинение Идейно-художественное значение писем в романе И.А. Гончарова «Обломов».

    А. И. Гончаров написал в 1859 году роман особой злободневности, в котором отразил основную черту сугубо русского характера и даже дал ей свое название - «обломовщина». Уже с первой страницы своего романа Гончаров обратил внимание читателя на главную особенность своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук…»
    Истории этой души посвящен целый роман, в котором, на примере жизни одного из представителей дворянства, автор пристально рассматривает современное общество с философской и социальной стороны его существования.
    В раскрытии образа Обломова особую роль играют письма, которые на протяжении романа пишет и получает герой. Уже в самом начале Обломов получает письмо «от старосты неприятного содержания». Оно повергает героя в ужас. Староста пишет из Обломовки про «неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т.п.». Он присылал такие письма и в прежние годы, и Обломов несколько лет назад «уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений». Но тем дело и ограничилось. Обломов просто панически боится что-либо начать, боится действий. Он начинает прикидывать: а как это будет, а что нужно сделать. От всех этих мыслей у Ильи Ильича голова идет кругом. Ему страшно даже подумать о какой-то активности, лучше просто забыть про план. Что герой с большим успехом и делает.
    Довольно скоро жизни Обломова появляется любовь - Ольга Ильинская. На страницах произведения они ведут переписку. Письмо от Ольги производит на героя оживляющее впечатление. Оно дает толчок для начала изменений Обломова. После объяснения Ильи Ильича в любви Ольга присылает ему письмо с приглашением прийти. Девушка подает герою надежду. Обломов оживает: «Он уже прочел несколько книг...» Илья Ильич написал несколько писем в деревню, сменил старосту и вошел в сношения с одним из соседей через посредство Штольца. Он бы даже поехал в деревню, если б считал возможным уехать без Ольги.
    В романе Гончарова есть эпизод, который можно назвать кульминационным для раскрытия характера Обломова. Этот эпизод – письмо Ильи Ильича к Ольге. Оно свидетельствует не только о богатой внутренней жизни русского ленивца, но и о его недюжинных способностях. В нём герой просит Ольгу расстаться, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя, как мне кажется, несколько поспешные доводы в пользу расставания.
    В момент написания письма Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо новая жизнь, в которую войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
    Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души. Посмотрим, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
    Принято считать, что Илью Ильича изменила Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам. Ошибка героя состояла в его решении о недостойности его любви: «Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли вам любить меня?.. «Нет, нет, нет!» - твёрдо отвечаю я». Скорее всего, Ольга действительно не испытывала к герою искренних чувств, а любила только то, что сама себе придумала - «будущего», не существующего в настоящем Обломова. Но то, что Илья Ильич был достоин любви, несомненно.
    Своё письмо герой пишет, как настоящий поэт. Он очень образно выражается и использует множество художественно-изобразительных средств. Например, развёрнутые метафоры. На одной из них построен весь образ любви. Это чувство для Ильи Ильича – пропасть. Об этом герой сам неоднократно говорит: «Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро скользят мои ноги: вчера удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться»; «…когда я буду лежать на дне этой пропасти» и т. д.
    В послании Ильи Ильича не редки и метафорические сравнения. Так, он называет Ольгу ангелом: «Вы всё будете, как чистый ангел, летать высоко». Она для него и птица: «Улетайте скорей, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой».
    Такое красочное восприятие, такую страсть никто и никогда не ожидал от Ильи Ильича. Вообще, язык его послания очень образен («намерения разлетятся в прах»), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя.
    Мы видим, что герой не выдерживает испытание любовью, он пасует перед ней.
    В письме Обломова много восклицаний («И вот я предостерегаю вас: вы в заблуждении, оглянитесь!»), риторических вопросов («Как оторваться тогда? Переживёшь ли эту боль?»). Всё это говорит о большом волнении героя. Хотя это самое волнение не приводит его к пафосному слогу. Вот как сам герой говорит об этом: «Другой бы добавил: пишу и обливаюсь слезами, но я не рисуюсь перед вами, не драпируюсь в свою печаль». Также в тексте много скобок. Этот приём призван ещё больше указать на волнение героя, а также на быстроту его вдохновения.
    Гончаров не случайно использует письма как художественный прием в своем романе. Во-первых, они глубже раскрывают характер героя, помогают понять положительные и отрицательные стороны этого персонажа. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого. Кроме того, мы видим весь масштаб лени героя, его страх перед жизнью, безволие и душевную апатию.

К-во Просмотров: 1517
Найти или скачать Идейно-художественное значение писем в романе И.А. Гончарова «Обломов».