Сочинение Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова

    В середине XIX века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины, он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи. Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.
    Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении “В. Г. Белинский”:

    Родился он почти плебеем
    …….
    Попал в Москву, учиться стал
    В Московском университете;
    Но выгнан был...

    Далее поэт описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, “терпя нужду и горе”, но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил “ни льстецов, ни идиотов”. Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией:

    И честный сеятель добра
    Как враг отчизны был отмечен
    …….
    Замучен жизнью трудовой
    И постоянной нищетой,
    Он умер...

    В стихотворении “Памяти Добролюбова”, воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь за дело свободы, Некрасов пишет:

    Учил ты жить для славы, для свободы,
    Но более учил ты умирать.

    В поэзии Некрасова жизнь интеллигента-разночинца — это всегда отказ от всех личных целей и интересов.

    Сознательно мирские наслажденья
    Ты отвергал...

    Герой Некрасова так говорит о человеческом призвании:

    Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других.

    Эти “другие” — страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ, ожидающий прихода “честного сеятеля добра”. “О, сеятель, приди!” — зовет “душа народа русского” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Интеллигент-разночинец слышит этот крик о помощи и откликается на него:

    Долг народа,
    Счастье его,
    Мир и свобода —
    Прежде всего.

    Некрасов постоянно подчеркивает исключительность и особую “святость” этих людей, часто сравнивая их с Христом. О Чернышевском поэт говорит:

    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет — он будет на кресте...

    Обращаясь к судьбе интеллигента-разночинца, Некрасов создает образ непонятого, отвергнутого пророка, путь которого “тернист”, ибо он проходит его “с своей карающею лирой”, и “каждый звук его речей // плодит ему врагов суровых”. Безжалостный обличитель людских пороков умирает “несчастлив и незнаем”, а “любовь, что добрых прославляет // И клеймит злодея и глупца” награждает его “терновым венцом”.
    Лирическому герою поэзии Некрасова понятны и близки не только возвышенные стремления интеллигента-разночинца, но и все его сомнения и колебания, неуверенность в своих силах, чувство вины перед народом, дело освобождения которого потребует еще многих жизней и долгих лет напряженной и мучительной борьбы. Поэтому порой в стихах поэта звучат пессимистические ноты:

    Да сознанье бессилья обидное
    Мне осталось одно впереди...

    Иногда лирический герой выражает настроения беспредельного отчаяния, вызванного бессилием изменить что-либо в окружающей действительности в обозримое время:

    Я последнюю песню пою,
    Но не будет она веселей,
    Будет много печальнее прежней,
    Потому что на сердце темней
    И в грядущем еще безнадежней.

    Однако Некрасов не теряет веры в то, что благие начинания его героя увенчаются успехом, ибо служение народу оправдывает все страдания его защитников:

    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

    Гриша Добросклонов из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, прототипом которого послужил для поэта Добролюбов, смело глядит в будущее и уверен, что свобода и справедливость восторжествуют в мире. Говоря о вольнолюбивой душе русского народа, Гриша Добросклонов произносит полные оптимизма слова, по форме напоминающие пророчество:

    Еще ты в семействе раба,
    Но мать уже вольного сына.

    Убогая, но обильная, забитая, но всесильная “Матушка-Русь” уже вступает на новый путь, ибо у нее “окончен с прошедшим расчет”, а впереди — светлая и свободная жизнь.

К-во Просмотров: 1391
Найти или скачать Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова