Сочинение Историко-бытовой и нравственный элемент в Вечерах на хуторе близ Диканьки

    "Стращная месть"—- единственная в "Вечерах нэ хуторе" историческая повесть. Писатель рисует в ней бурную эпоху борьбы украинского народа за свою независимость с польскими феодалами — борьбы, в которой украинский народ обратился к немощи и поддержке русского народа. В этой повести Гоголь передает старинную народную легенду, рассказывающую о страшном преступлении изменника своей родине — отвратительного колдуна.
    Несмотря на фантастический элемент, в повести отразились реальные исторические события борьбы казачества v иноземными захватчиками, с польской шляхтой. Гоголь, пользуясь мотивами народных легенд, разоблачает черную, отвратительную натуру предателя, преступления которого не могут найти прощения и забвения даже по прошествии веков.
    Пользуясь яркими эпическими красками народных песец, украинских "дум", рисует Гоголь образ Данилы Бурульбаида — доблестного патриоты, мужественного борца за родину. Бесстрашна бьется он со злобным колдуном, могучей рукой уничтожает наглых эахватчиков, обменом напавших на его родную землю.
     .
    Предвещая эпическую силу "Тараса Бульбы", "Страшная месть" звучит как героическая поэма, посвященная доблести борцов-патриотов, самоотверженно сражающихся за независимость своей родины.
    Описание Днепра проходит через всю повесть, выражает ее лирическую тему, придает глубину и обобщенность ее образам. Величественная картина Днепра с еще большей силой выделяет патриотическую тему по-вести. Днепр здесь становится как бы символом родины, могучей, величественной и прекрасной. Поэтические образу, эпические картины, богатейшие краски народных песен и легенд широко использованы Гоголем в "Страшной мести. Сам ритмический строй повести звучит как песня, как поэтическое повествование сказителя-бандуриста. Народность замысла— осуждение измены родине и прославление верности и доблести преданных ее. сынов - определяет и народность образов повести.
    Особое место занимает в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" повесть "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". В ней показана правдивая картина быта и нравов мелкопоместного дворянства. Эта повесть отличается от остальных повестей "Вечеров" своим сатирическим характером, едко высмеивая паразитизм, духовную пустоту провинциального общества.
    В повести о Шпоньке Гоголь показал бессмысленное и жалкое существование ничтожного и никчемного дворянина-небокоптителя, затхлый И кислый мирок провинциального дворянства. Хотя Иван Федорович не лишен добродушия, скромности и сам по себе безобиден, эти качества не могут хоть сколько-нибудь восполнить его ничтожество и внутреннюю пустоту, оправдать его бессмысленное, паразитическое существование в качестве хотя и мелкого, но "душевладельца".

    Образ Ивана Федоровича Шпоньки открывает галерею гоголевских дворян-"существователей". Уже здесь Гоголь беспощадно высмеял и осудил пошлость пошлого человека — как определил позднее отличительную тему его творчества Пушкин.
    Гоголь уверенной и свободной кистью рисует повседневные, будничные картины помещичьего быта, заостряя в них типические черты, приобретающие огромную разоблачительную силу. За внешне добродушным описанием жизни дворянских имений встает перед читателем праздная, животная, остановившаяся в своем развитии и в то же время наполненная мелкими, эгоистическими интересами жизнь их хозяев. Это мир, с детства хорошо знакомый писателю, мир изобилия природных благ и в то же время полного духовного оскудения, мелочности интересов их владельцев.
    Рисуя правдивые картины быта помещиков, их якобы безмятежного патриархального уклада, Гоголь показывает, что в этом помещичьем захолустье основной жизненной пружиной являются корыстолюбие, нечестные проделки и плутни.

К-во Просмотров: 1477
Найти или скачать Историко-бытовой и нравственный элемент в Вечерах на хуторе близ Диканьки