Сочинение «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир
Стремление к самосовершенствованию, призыв к духовному развитию, личностному росту пронизывает всю русскую литературу 19 века. Герои Тургенева, Достоевского, Толстого совершают множество ошибок, не раз сбиваются с правильного пути, но все же никогда не останавливаются в своем развитии.
Так, в центре романа Достоевского «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. В голове у Родиона возникает идея, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей».
Для ее подтверждения Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить».
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску.
Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве Раскольников начинает осознавать, что он натворил.
Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления – на каторге он просит Соню принести ему Библию.
Центральной фигурой романа Тургенева «Отцы и дети» становится главный герой русской жизни 60-х годов 19 века, деятель освободительного движения в России – демократ-разночинец Евгений Базаров.
Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Он материалист, экспериментатор, враг абстрактной науки. «Нигилист, - говорит о нём Аркадий Кирсанов, - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».
Базаров пренебрежительно относится к искусству, чувствам человека, к красоте природы. Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждая, что это всё «романтизм» (то есть, на его языке, вздор, выдумка). Любви, по его мнению, нет, а есть только «ощущения», физиология, потребности «организма».
До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый и целеустремлённый. Он обладает способностью влиять на других людей, подавлять их своими знаниями, логикой и волей. Но от Базарова веет холодом, мы не испытываем к нему симпатии, потому что душа и сердце его молчат.
Все меняется с появлением в жизни героя Анны Сергеевны Одинцовой. Своё нарастающее чувство к этой женщине Базаров сначала прикрывает небрежными репликами: «На остальных баб не похожа», «… эта госпожа – ой-ой-ой…», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно».
Именно в любви Тургенев и «развенчивает» своего героя, но делает это так, что живой, из крови и плоти, Базаров оказывается на голову выше себя прежнего.
Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в «ощущениях». В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям.
Базаров страдает вдвойне не только от неразделённой любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался.
Таким образом, хладнокровный, насмешливый, презирающий «романтизм» Базаров оказывается способным на большое чувство. Значит, он, по мнению писателя, становится лучше, преображается, развивается. Но нежелание отказаться от своих взглядов, перестроиться, приводит Базарова к физической гибели.
Герой романа Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на протяжении всего произведения проходит сложный путь духовных, нравственных, бытовых ошибок. Он мечется, пытаясь найти свое место в жизни. Кутежи в обществе Долохова и Курагина, неудачная женитьба на Элен, масонство – все это важные жизненные этапы героя, его ошибки, его опыт. Одним из важнейших моментов в жизни Пьера, направившим его на верный путь, можно назвать его встречу с Платоном Каратаевым.
Этот простой мужик обладал удивительно мудрым взглядом на жизнь. Он считал, что все происходит к лучшему. Каратаев верил в справедливость жизни, которая существует всегда, не всегда видна явно. Чтобы ее разглядеть, нужно быть мудрым и наблюдательным человеком.
Спокойствие и мудрость этого человека передалось Пьеру, и он почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер многое переосмыслил в своей жизни и своих взглядах. Он понял, что смысл жизни заключается в простоте. Чем проще человек и ближе к народу, тем гармоничнее и счастливее он себя ощущает.
Именно следуя такому «рецепту», Безухов обрел гармонию, ощущение смысла жизни и счастья, то есть стал лучше.
Таким образом, герои русской литературы 19 века находятся в поисках себя, своего смысла жизни. Девизом всех русских классиков в какой-то степени можно считать фразу Э. Фейхтерслебена «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый». К этому стремятся герои и сами писатели, провозглашая гуманистические принципы прощения, терпимости, милосердия, внимания к каждой человеческой судьбе.