Сочинение Изображение мира искусства в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу.
Булгаков писал свое произведение как достоверную книгу о том времени, о его людях и соединил в нем гротеск, фантастику, реальные события и факты. Одновременно «Мастер и Маргарита» - это роман об истинном творчестве, о мире искусства, о литературной действительности.
Главной особенностью произведения является своеобразное изображение литературного мира, людей культуры и искусства советского времени, а точнее - 30-х годов XIX столетия.
Мир писателей в романе представлен членами организации МАССОЛИТ. Это придуманное Булгаковым название Московской ассоциации литераторов. Членами МАССОЛИТА были те писатели, у которых не было особого литературного таланта, но которые писали удобные и нужные власти книги.
В этом обществе не допускалось никакой «самодеятельности». Именно поэтому мастера, принесшего в редакцию МАССОЛИТА свой роман о Понтии Пилате, встретили очень настороженно.
Он так говорит об этом: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось, вспоминаю об этом с ужасом!». Члены редакции посылали мастера от одного к другому, а «через две недели он был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». В конце концов редакция отказалась печатать его роман, хотя вернули его «порядочно засаленным и растрепанным».
Среда писателей МАССОЛИТа не просто оттолкнула Мастера, эта организация коренным образом изменила его судьбу, сломала его. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: «Вы писатель?» Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я - Мастер...». Булгаков не случайно назвал своего героя «Мастером», потому что словом «писатель» он называет членов МАССОЛИТа – людей мелочных, ограниченных и корыстных.
Очень символично, с иронией изображает автор обстановку, царящую в доме литературных работников: «у посетителей начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на дверях: «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года» и т.д. У каждой двери толпится очередь. Таким образом, писатели превратились из литераторов в людей, озабоченных получением путевок, дач, квартир - всем, кроме искусства.
Точно подобранные имена персонажей дают им такую полную характеристику, что сразу ярко рисуются образы героев. Вот, например, «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТА - Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк». Автор этими придуманными фамилиями выразил свое отношение к литераторам.
Располагался МАССОЛИТ в знаменитом доме Грибоедова. Главной его достопримечательностью был ресторан, которому автор дает следующую характеристику: «По справедливости он был самым лучшим в Москве. Туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене». Таким образом, из пишущих и творческих работников писатели и поэты превратились в людей жующих.
Скомпрометировали себя в романе не только члены ассоциации литераторов. Так же комично изображены и другие творческие работники, например, руководители театра развлечений и варьете, работники «Комиссии зрелищ и увеселений облегченного типа». Фагот так характеризует их: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, используют свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! Машины только зря гоняют казанные».
Таким образом, Булгаков показывает, что искусство превратилось в источник обогащения и удовлетворения неуемных потребностей.
Но автор показывает в романе разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой – талантливые люди, истинные мастера. К их числу можно отнести Мастера и молодого поэта Ивана Бездомного, которого Мастер называет своим учеником.
Всех случайных людей «от искусства» в романе настигает возмездие. Но оно не страшное, автор просто смеется над этими героями, ставит в нелепые ситуации и обличает их пороки. Всем своим содержанием роман говорит, что не все в обществе так безнадежно и «милосердие стучится в человеческие сердца».