Сочинение Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. Чехова
В пору своего высшего творческого расцвета Чехов пишет ряд рассказов об интеллигенции. Вслед за Горьким, который боролся в своих произведениях с “интеллигентами”, ничего не оставившими после себя на земле, кроме мусора, Чехов бьет тревогу по поводу того, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают.
Самым сильным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ “Ионыч”. Сюжет его прост: молодой, умный человек попадает в серый, затхлый городишко С. Много работает, живет отшельником, презирает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы горожан ничтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, и Дмитрий Старцев становится таким же обывателем.
Казалось бы, что тут особенного?.. Время действительно меняет людей.
Но та страшная правда, так талантливо показанная Чеховым, открывает на многое глаза. Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя утопил и стал похожим на обывателя, то это духовная смерть. Ничего больше в жизни не остается, кроме как есть, пить, копить деньги, неизвестно зачем, быть “живым трупом”. Накопительство разрушает личность, если нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели жизни. Старцев пассивно сопротивлялся окружающей среде. Даже любовь его к Туркиной не встряхнула его: уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит, если женится на ней. Мужики и больница уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его.
Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и самому умножить их число. Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только Ионычем, занимает у Чехова менее двадцати страниц: да, Чехов — выдающийся мастер короткого рассказа. Впрочем, здесь важно другое: в жизни со многими происходит подобная метаморфоза. В юности все мечтают о том, чтобы принести как можно больше пользы обществу. В зрелости же многие стремятся уже к иному — к сытости, к благополучию, к почестям и “теплым” местам. При этом некоторые прикрываются пышными фразами о долге, чести, пользе, но внутри каждого такого человека сидит, затаившись, все тот же Ионыч. Чехов своим рассказом предупреждает: “Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека”.
Та же тема пошлости и корысти звучит в рассказе “Крыжовник”. Здесь символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он копил деньги, во всем себе отказывал, влачил жалкое существование. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась — он ел свои, в собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив.
Однако разве это счастье? Разве для этого живет человек? Вот и герой “Крыжовника” постарел, располнел, обрюзг. Абсолютно животная жизнь, лишенная всякого смысла. Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Просто быть сытым и счастливым — этого мало. Должна быть какая-то высшая цель.
В рассказах “Учитель словесности”, “Попрыгунья”, “Человек в футляре” звучат те же грустные ноты обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь. Льву Толстому, например, очень понравился рассказ “Учитель словесности”. Краткий сюжет его таков: учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы счастлив, женат на любимой женщине. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег душат Никитина. Учитель географии Ипполит Ипполитыч ограничен, говорит только то, что всем давно известно, “что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес”. Он туп и скучен. Жена Никитина, Манюся, также окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мирке. Работа в гимназии ему тоже кажется однообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из города, от жены, от пошлости, но можно уверенно сказать, что все это только сиюминутный порыв. Никуда он не убежит. Да и собственно зачем, ведь ему так спокойно и сладко живется под крылышком Манюси. Он останется в этом городе и постепенно превратится все в того же Ионыча. Чехов устами Никитина восклицает: “Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости”.
И действительно, ведь есть же другой мир! Мир, где люди творят, страдают, ошибаются, мучаются, но они живут в полную силу, живут, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.
Мне очень близок Чехов, и я вслед за ним хочу повторить: “Если бы каждый человек сделал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!”