Сочинение Женские образы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

    В «Евгении Онегине» только два основных женских образа — сестры Татьяна и Ольга Ларины. Где-то на периферии действия появляется их мать, довольно заметную роль играет беседующая с Татьяной старая няня, но все же именно Татьяна и Ольга несут наиболее серьезную нагрузку в развитии интриги. Татьяна вообще, наряду с Евгением, является бесспорной главной героиней романа. С ее образом Пушкин связывает очень важные для себя идеи. Можно сказать, что Татьяна Ларина и для него, и для многих поколений читателей стала олицетворением идеала русской женщины. Она предстает перед нами в родительском имении:
    Дика, печальна, мол чал ива,
    Как лань лесная боязлива,
    Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой.
    Задумчивость,ее подруга
    От самых колыбельных дней,
     Теченье сельского досуга
    Мечтами украшала ей.
    И были детские проказы
    Ей чужды: страшные рассказы
    Зимою в темноте ночей
    Пленяли больше сердце ей.
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли все;
    Она влюблялася в обманы
    И Ричардсона,и Руссо.
    Совсем иной мы видим Татьяну в последней главе романа. Теперь она княгиня, солидная светская дама, которой даже при встрече с любимым прежде Онегиным:
    ...Ничто не изменило:
     В ней сохранился тот же тон,
    Был так же тих ее поклон.
    Ей-ей! не то,чтоб содрогнулась,
     Иль стала вдруг бледна,красна...
    У ней и бровь не шевельнулась;
    Не сжала даже губ она.
    Хоть он глядел нельзя прилежней,
     Но и следов Татьяны прежней
    Не мог Онегин обрести.
    Кажется, что простодушная сельская девушка, не зря зачитывавшаяся романами автора теории «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо, превратилась в опытную светскую львицу. Конечно, перед этим была несчастная любовь к Онегину, потрясение от убийства возлюбленным Ленского, поездка в Москву на смотрины, брак с толстым и заслуженным генералом... Но неужели все эти события столь кардинально изменили внутренний мир героини? Куда делась девушка, которая «с ее холодною красою любила русскую зиму», «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны», исповедовалась няне в безответной любви к Онегину, писала Евгению проникновенное письмо, где уверяла: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой; я знаю, ты мне послан Богом, до гроба ты хранитель мой...»? Однако стоит прочесть целиком заключительную главу, и мы убедимся, что на самом деле Татьяна осталась прежней. Продемонстрировав Онегину невозмутимость при нежданной встрече, она обратила на мужа «усталый взгляд» и тотчас «скользнула вон». Ясно, что супруга-генерала Татьяна не любит. И Онегину потом, в разговоре один на один, признается:
    А мне,Онегин,пышность эта,
     Постылой жизни мишура,
    Мои успехи в вихре света,
    Мой модный дом и вечера,
     Что в них? Сейчас отдать я рада
     Всю эту ветошь маскарада,
     Весь этот блеск,и шум,и чад
    За полку книг,за дикий сад,
    За наше бедное жилище,
     За те места,где в первый раз,
     Онегин,вид ела я вас,
    Да за смиренное кладбище,
     Где нынче крест и тень ветвей
    Над бедной нянею моей...
    Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
    В сущности, Татьяна — все та же патриархальная девушка. Она тяготится светскими развлечениями, как когда-то пресытился ими Онегин. Татьяна отвергает предложение Евгения завести столь обычную в свете любовную интрижку. Для нее супружеский долг, сохранение семейного очага оказываются выше чувства. И это при том, что Татьяна отнюдь не патриархальна в своем внутреннем мире. Ее письмо к Онегину обнаруживает незаурядность, глубину души наряду с первозданной искренностью чувства:
    Зачем вы посетили нас?
    В глуши забытого селенья
    Я никогда не знала б вас,
    Не знала б горького мученья.
     Души неопытной волненья
    Смирив со временем (как знать?),
     По сердцу я нашла бы друга,
     Была бы верная супруга
    И добродетельная мать.
    Другой!..Нет,никому на свете
    Не отдала бы сердца я!
    То в вышнем суждено совете...
    То воля неба: я твоя...
    Любовь к Евгению Татьяна воспринимает как ниспосланную свыше, как Божье предопределение. И неслучайно в разговоре с Ленским Онегин отмечает ее духовное превосходство над сестрою: «В чертах у Ольги жизни нет... Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Ленский подчеркивает, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана», героиня одноименной баллады В.А. Жуковского. Ольга же вполне довольна жизнью и не знает глубоких чувств, настоящей любовной страсти. Она не способна любить как Татьяна и, должно быть, будет вполне счастлива с взявшим ее в жены заезжим уланом. Душевные переживания сестры Ольге неведомы. И сам ее образ призван прежде всего оттенить душевную красоту и духовное величие Татьяны — пушкинского идеала русской женщины.

К-во Просмотров: 1932
Найти или скачать Женские образы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»