Сочинение Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов»

    И Тургенев, и Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени.
    В романе “Отцы и дети” Тургенев представил нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Первые две дамы — полные противоположности друг другу. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, “беспрестанно краснеет и быстро переводит дух”. Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.
    Не похожи они и внешне. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее гордая осанка. О Кате же не скажешь, что она была красавицей, но “она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи...”.
    Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. Впрочем, и Аркадий был влюблен в Одинцову, хотя, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, но предпочтение он отдал все-таки Кате. Наверное, это случилось потому, что Катерина была более естественна, добра, нежна, проста. С ней было легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна всегда держалась гордо, даже высокомерно и заставляла всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
    В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была “беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными... пухленькими губками и нежными ручками”. Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, сам будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
    В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Они так же не похожи друг на друга, как и Одинцова с Локтевой в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Ольга Сергеевна “не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”. Агафья Пшеницына “была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил...”.
    Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: “Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!” А поняв это, она оставила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже обрел свое счастье — тихое и спокойное — в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина.
    Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви как к какой-то сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. И когда любовь наконец-то приходит к ним, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская же стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом все же находит человека, с которым надеется обрести счастье.
    Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

К-во Просмотров: 1386
Найти или скачать Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов»