Сочинение Женские образы в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Чудесно сливаются в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» любовь, вдохновение, искусство, красота природы. В этом романе впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в душе писателя. Этот образ воссоздан в романе с бережной, сыновней любовью. Он полемичен по отношению к либеральному западничеству и революционному максимализму. Тургенев предостерегает: не спешите перекраивать Россию на новый лад, остановитесь, помолчите, прислушайтесь.
Под стать этой величавой, неспешной жизни, текущей неслышно, «как вода по болотным травам», выписаны лучшие характеры людей из дворян и крестьянства. Такова Марфа Тимофеевна, старая патриархальная дворянка, тетушка Лизы Калитиной. Ее отличает правдолюбие, она не падка на все модное и новое. Эту героиню не сломить никаким общественным вихрем.
Полна драматических перипетий судьба нянюшки Лизы, старой Агафьи. Ее можно назвать «жертвой дворянского гнезда родовитых Пепловых». Первая красавица на селе, «первая щеголиха», она в полной мере испытала «и барский гнев, и барскую любовь», а после всяких бед и перемен в своей жизни стала «молчалива и богомольна». Идеалом Агафьи были святые в пустынях. Она рассказывала Лизе о том, как они спасались, голод терпели и нужду – и царей не боялись.
Умная и властная Марфа Тимофеевна не любила строгую важность бывшей «паневницы». Она чувствовала, что богомольность няньки питалась тихими настроениями в крепостных людях, которые не могли нравиться господам. Агафья самовольно ушла куда-то в раскольничий скит – все же какая-никакая, а в ее представлении, свобода.
Трагической была и судьба матери Федора Ивановича Лаврецкого – простой крепостной девушки, своей красотой привлекшей внимание барина-вольнодумца. Иван Петрович женился на ней, дабы насолить отцу, а не из-за сильной любви. Сразу после женитьбы он отправился в Петербург и там увлекся одной из знаменитых кокеток. «Безответная» Малаша, у которой вскоре отняли сына в целях воспитания, не перенесла этого удара: «Безропотно, в несколько дней угасла она». Автор заключает: «Так кончило свое земное поприще тихое и доброе существо, бог знает, зачем выхваченное из родной почвы и тотчас же брошенное, как вырванное деревцо, корнями на солнце; оно увяло, оно пропало без следа, это существо, и никто не горевал о нем».
Феде шел тогда восьмой год. «Память о ней, об ее тихом и бледном лице, об ее унылых и робких ласках навеки запечатлелась в его сердце», отозвавшись в мягком и впечатлительном характере.
Живым олицетворением Родины, народной России является центральная героиня романа - Лиза Калитина. Эта дворянская девушка, как пушкинская Татьяна, впитала в себя все лучшее из народной культуры. Ее воспитывала нянюшка, книгами ее детства были жития святых. Лизу покоряла самоотверженность отшельников, угодников, святых мучениц, их готовность пострадать и даже умереть за правду.
Антиподом Лизы Калитиной является жена Лаврецкого, Варвара Павловна. Имя "Варвара" происходит от слова «варвар», оно означает "иноземная, грубая", и своим поведением героиня вполне оправдывает это значение. Варвара Павловна появляется в доме мужа со словами раскаяния, но ее покаяние неискренно. Это сразу понимает Лаврецкий по ее внешности: она тщательно причесана, надушена и кокетливо одета в черное, но дорогое шелковое платье с воланами. Во время разговора Варвара Павловна осторожно ломает удивительно красивые пальцы с розовыми лощеными ногтями, пытаясь разжалобить мужа.
Она говорит о своей тяжелой болезни, о том, что была близка к самоубийству, и о дочери, ради которой осталась жить. Варвара Павловна надеется растрогать Лаврецкого словами о том, что покорится ему, как рабыня, заклинает простить ее ради дочери, но герой прекрасно видит игру и притворство.
Не обмануть Варваре Павловне и Марфу Тимофеевну: она сухо обходится с женой Лаврецкого, не глядя на нее и почти не разговаривая с ней. Впрочем, Варвара Павловна и не стремится добиться ее расположения. Для нее Марфа Тимофеевна – лицо малозначительное.
Для Лизы встреча с Варварой Павловной мучительна. Она считает себя виноватой перед женой любимого ею человека, и эта встреча для нее – наказание. Лиза заставляет себя взглянуть на Варвару Павловну и даже улыбнуться ей. Но почтительное поведение светской львицы, ее вкрадчивый голос, хитрая улыбка, холодный взгляд, движение рук и плеч, платье - все ее существо возбудили такое отвращение в Лизе, что она ничего не смогла ей ответить и через силу протянула руку. Нравственное чувство Лизы безупречно, ей ненавистны лицемерие, неискренность и мелкие уловки.
Однако недалекую и неразборчивую Марью Дмитриевну Варвара Павловна сумела очаровать своим наигранным смирением и кротостью, самоуничижением и раскаянием, лживыми словами о том, что сердце у нее всегда было русское. Тургенев не раз подчеркивает игру героини: говорит она с Марьей Дмитриевной «тихим голосом по-русски», «овладела рукой», «подобострастно поднесла ее к розовым и полным губам», «сомлела… под поцелуем».
Варвара Павловна умеет «скромно» рассказать о путешествиях, намеренно рассмешить слушательницу и тут же всплакнуть при воспоминании о том, какое чувство она испытала, когда в первый раз услышала русские колокола. Расчет Варвары Павловны точен: Марья Дмитриевна приняла ее как родную, скомпрометировав себя в глазах всего общества. Забыты и перечеркнуты все нравственные нормы, все правила приличия.
Автор показывает двуличье Варвары Павловны в сценах с Паншиным, Гедеоновским, Лаврецким и другими персонажами.
С глубоким проникновением раскрывает Тургенев драму Лизы. В переживаниях Лаврецкого и Лизы, в их глубоком и целомудренном чувстве писатель воплотил одну из заветных своих идей о величайшем значении любви как силы жизни.
Лиза любит жизнь и уходит из нее страдая. Ее любовь к жизни проявлялась и в любви к музыке, к прекрасному.
Лиза Калитина и Варвара Павловна создают контраст между вечной и могучей силой жизни и бренным, слабым человеческим существованием.
Женские образы романа передают как лиризм повествования, так и главную идею произведения.