Сочинение Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
М.Шолохову удалось ярко, образно рассказать о жизни вольного казачества в период гражданской войны. Писатель сумел проникнуть в суть казачьего характера. Именно поэтому его персонажи столь самобытны и незабываемы.
Значительное место в романе занимают женские образы: Аксинья, Дуняша, Наталья и т.д. Хотя они не связаны с историческими событиями напрямую, их роль в романе важна. Именно казачка хранит тепло домашнего очага, передаёт традиции из одного поколения в другое, создаёт атмосферу добра и любви в доме. Военные исторические события, судьба казачества тесно переплетается в романе с личной судьбой каждого героя. Неслучайно в конце романа мирное семейное начало одерживает нравственную победу над разрушениями. Эта идея воплощается в образе сына Григория Мелехова.
Женские образы в романе построены в основном по принципу контраста характеров. Антитеза проявляется особенно ярко в отношениях Григория Мелехова с Аксиньей и Натальей.
Образ Аксиньи – один из центральных в романе. В ней привлекает независимость, сила воли, чувство собственного достоинства, красота, глубина чувств. В её образе сочетаются проснувшаяся в народе гордость и благородство, красота независимого казачьего характера с безоглядной любовью, готовой на самопожертвование.
Непросто сложилась её судьба. Будучи женой Степана Астахова, Аксинья сознавала обречённость своего чувства к Григорию. Но, вместе с тем, она не могла запретить себе эту любовь. Для Аксиньи подобный шаг равен смерти. Она готова нести ответственность за свою преступную любовь перед мужем. В самом начале романа, когда весть о связи Аксиньи с Григорием облетела весь хутор и дошла до Степана, на грозный вопрос мужа Аксинья гордо и зло сказала: «Бей! Не таюсь – грех на мне. Бей, Степан!». Она не скрывала свои глубокие отношения с Григорием перед хутором, хотя могла бы лгать и притворяться. Они жили не таясь, потому что связывало их нечто большее, непохожее на короткую связь. Поэтому на хуторе решили, что это преступно и безнравственно.
Аксинья стремится жить по своей воле, согласно своему сердцу. Именно поэтому она открыто, по-настоящему любит Григория. Неслучайно именно Аксинья предлагает Григорию порвать с патриархальными условностями, уйти с Дона.
Это сильная, волевая натура. Четыре раза она уходила из дома с Григорием и никогда не спрашивала куда, - настолько исступлённа, бескорыстна, беззаветна её любовь. Но автор не ставит целью идеализировать её как воплощение лучших черт казачьего характера. Аксинье присущи свои слабости и пороки: героиней управляют сильные страсти, подчас приносящие горе не только окружающим людям (Наталья, её дети), но и себе самой (измена Григорию с Листницким). Во многом её измена объясняется жестокой нуждой, разрывом с Григорием. Парадоксально, но неверность Аксиньи лишь оттеняет то настоящее большое чувство, которое она испытывает к Григорию: «Вошёл ты в меня, проклятый, на всю жизнь».
Несмотря на это, Аксинья привыкла отвечать за свои поступки. За всю свою жизнь она ни разу не пряталась за чужие спины, не искала оправданий. До конца жизни Аксинья сохранила верность своему чувству. Она открыто, не обращая внимания на слухи и недомолвки, шла навстречу своему счастью и муке. Если сначала её связь с Григорием напоминала больше протест против постылой жизни, то постепенно сословные преграды к их счастью исчезают.
Гражданская война позволила женщине заявить о себе по-новому. Именно это обстоятельство позволяет Аксинье твёрдо сказать Ильиничне: «Не хочу я так». Думая об Аксинье, Григорий думает обо всей своей жизни. Как ни ломала жизнь их отношения, но Аксинья с широким кругозором, прозорливостью, умом и тактом, словно незримо сопутствует Григорию везде.
Все переживания Григория Аксинья брала на себя. Гибель Аксиньи в романе кажется нелепой, случайной. Но её любовь к Григорию уже изначально была обречена. Страсть сжигает человека, принося с собой не только минуты упоения, но и страдания, муки. Ни один ребёнок Аксиньи от Григория не выжил. Этим Шолохов подчеркивает безысходность этой любви. Страсть – это проявление эго в человеке, а эго всегда нарушает гармонию, цельность, душевную чистоту.
Аксинье в романе противопоставлена Наталья. Её характер также раскрывает черты казачки. Вместе с тем, она представляет собой иной тип женщины – патриархальной хранительницы домашнего очага, матери, верной жены. С мужем Григорием её связывали не только дети. Наталья как идеальный образ патриархальной казачки манила к себе Григория. С ней было покойно и просто.
Единственное счастье для Натальи – это дети и муж. Григория она любила нерассуждающе, покорно. Поэтому героиня не понимала причину душевных метаний Григория. Между ними здесь стояла неодолимая стена. Хотя Наталья во многом была ограниченной, замкнутой, но на её стороне был нравственный закон, освящённый церковью.
Разница в характерах Аксиньи и Натальи ярче всего обнаруживается в двух встречах соперниц. Первая происходит в Ягодном, когда Наталья умоляла Аксинью отступиться. Аксинья проявила презрение к людскому суду. Моральный закон – ничто по сравнению с её любовью. Она гордилась тем, что была матерью для ребёнка Григория. Наталья ушла, раздавленная и побеждённая.
Через пять лет встреча повторилась. Но героини поменялись местами. Теперь Наталья защищает своих детей. Чувство собственного достоинства обеих женщин значительно выросло за это время. Они уже не прибегают к ругани и драке. Они предоставляют Григорию право выбрать.
Много горя натерпелась Наталья из-за измен Григория и физически, и морально. Трагическая любовь, роль отверженной жены перевернули тихую жизнь Натальи. Она – хранительница исконных традиций. Трагизм семейной жизни усиливается коренной ломкой социальной системы, гражданской войной. По-старому ни она, ни Дарья жить уже не смогут, по-новому не хотят. Гибель Натальи описывается автором необыкновенно лирично, горестно. Но её сын становится символической фигурой в романе. Именно он даёт надежду на будущее Григорию.
Особым обаянием обладает Ильинична, мать Григория. Эта женщина целиком посвятила себя семье, детям. Единственное, ради чего она жила, – их счастье и благополучие. Именно поэтому Ильинична простила Аксинью.
Дарью Мелихову отличает в романе распутность, лукавство, лень. После смерти ненавистного мужа она порвала все связи с прошлым, отчаянно мстила жизни за постылые годы, окунулась в омут греха, который и погубил её.
Дуняшка, сестра Григория, обладает острым умом, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и в некоторой степени самонадеянностью. Она добилась своей цели – вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на все его кровавые преступления.
Женские образы в романе помогают автору осмыслить новую эпоху в жизни казачества, раскрыть сущность, опору его характера. Именно поэтому женщина в романе «Тихий Дон» - это сердце всего произведения. С ней неразрывно связаны вечные вопросы смысла жизни, счастья, мира и любви.