Сочинение Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
Пьеса «На дне» завершила цикл произведений М. Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», - писал Горький. По мере того, как формировалось социальное сознание писателя, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения.
Пьеса "На дне" была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле «На дне» явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.
С первых сцен своего произведения Горький вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая бедность сквозит во всём. «Подвал, похожий на пещеру» - одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание так же первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.
Первый акт пьесы даёт также представление и о каждом персонаже. Автор даёт как бы краткую предысторию людей. Так, о Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения – «барин», но ночлежка, куда он попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть - ненужный здесь товар.
Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака Костылёва, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую.
Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет ни за кого замуж: «Чтобы я, - говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!». Никто ей не верит, а только насмехается.
Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением и даже ненавистью к ночлежникам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться с дна. И это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…». И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. А муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежность заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…».
Сатин и Актёр – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда начинают говорить какие-то умные слова или фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: Сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих слов, они лишь неожиданно всплывают в голове.
Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя – кроме черта – любит…». Он говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит проблему утешающих иллюзий. А так как впервые о ней заговорил Костылёв, то понятно, как относится к ней сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.
Так с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается «сквозная» проблема всего творчества Горького – проблема гуманизма.
По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене, но по содержанию это лишь сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них.
Речь ночлежникоа несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!»,- так говорит Бубнов.
Но, в конечном счёте, вся обстановка первой сцены построена на ощущении безысходности. "Дно" описано во всей его ужасающей правде.