Сочинение Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М.Ю. Лермонт
Романтическая поэма «Мцыри» была создана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь.
Поэме предшествует эпиграф из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», который раскрывается в сюжете произведения: герой убегает из монастыря и проживает три чудесных дня «на воле». Но, слабый и немощный, он вновь попадает в свою «тюрьму» и там умирает.
За те три дня, что Мцыри был на воле, он осознал себя другим человеком. Герой смог почувствовать себя хозяином своей судьбы, своей жизни, он наконец-то ощутил себя свободным.
Первым неизгладимым впечатлением стала для Мцыри встреча с природой во всем ее величестве и могуществе:
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
…………………………………….
Я в нем глазами и душой
Тонул…
Природа дала герою то, чего не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены – чувство собственной силы, единства со всем миром, чувство счастья. Пусть природа, окружающий мир наполнены опасностями и преградами, но это естественные опасности и преграды, преодолевая которые человек становится сильнее и увереннее. А монастырь – это тюрьма, в которой человек постепенно умирает.
Важной для Мцыри, на мой взгляд, стала и встреча с грузинской девушкой, которую он встретил у ручья. Девушка показалась герою прекрасной. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».
Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом. Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Это, на мой взгляд, самый важный момент в его трехдневном скитании. Здесь Мцыри проявил все свои способности и реализовал все возможности:
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества - силу воли, стремление к победе, находчивость.
Победив царя леса – барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь:
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире.
Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, - к монастырю.
К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с ней и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит:
Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.
Мне кажется, что песня рыбки – это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен.
В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя.